Занятие по внеурочной деятельности «Дорога добра».

Автор: Кокарева Ольга Игоревна

Образовательное учреждение: МОУ Рахмановская СОШ им. Е.Ф. Кошенкова

Населенный пункт: г. Павловский Посад, Московская область

Тема: Занятие по внеурочной деятельности «Дорога добра».

Раздел библиотеки: Внеклассные мероприятия

Цель: Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра.

Задачи: на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»; учить находить у людей, героев и персонажей художественных произведений такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость; воспитывать у детей положительные качества характера; способствовать сплочению коллектива; мотивировать детей на совершение добрых поступков; воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей; формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД; учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Регулятивные универсальные учебные действия направлены на планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действия, операций, действий по плану; контролю процесса и результатов деятельности детей.

К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдения правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.

Основным средством формирования УУД в данном занятии являются вариативные по формулировке задания (объясни, оцени, сравни, верно ли утверждение, догадайся, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.

Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обсуждения содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов обучающихся и способствует формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).

Вариативные учебные задания целенаправленно формируют у детей весь комплекс УУД, который следует рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, что и составляет сущность понятия «умение учиться».

Оборудование: картинки к уроку, мультимедийная презентация, персональный компьютер, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Организационный этап:
— Дорогие ребята! Здравствуйте! Садитесь. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! И с таким замечательным настроением мы начинаем наш классный час. Сейчас мы отправимся с вами в путешествие по одной очень замечательной стране, а вот какой вы узнаете тогда, когда послушаете очень известную песню и стихотворение, которое приготовили для вас ваши одноклассники.

Звучит песня «Дорогою добра»

Самоопределение к деятельности:
Ученик:

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твое им будет чудом.

Ученик:

Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

Ученик:

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело,

Их не жалей любому дать,

Добром их души исцелять.

Ученик:

Такая истина бытует:

Добра не делай – зла не будет,

С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Ученик:

Тот, кто добро творить умеет,

Зла сотворить уже не смеет,

Дари, дружок, добро дари,

За все добром благодари.

Ученик:

Добро и Зло идут по жизни рядом.

Известно, что нет худа без добра.

Как хорошо, когда на смену злобе

Приходят к нам улыбка, доброта.

Ученик:

Когда в глазах людей, в их добром слове

Почувствуешь божественный тот свет,

То наполняешься огромным счастьем,

Способным оградить от разных бед.

Ученик:

О люди, улыбайтесь чаще,

Тепло души дарите каждый миг

И никогда не осушайте

Тот чистый, сказочный родник!

Ребята, вы послушали песню и стихотворение. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (Дети делают предположения).

Мы отправимся в удивительную страну. Наш путь в эту страну будет интересным и занимательным, ведь мы пойдем дорогою добра!

Слайд 1 (тема)

3.Основной этап

— Ребята, что вам приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта? (Дети отвечают).

— Видите, как по-разному мы представляем себе доброту. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая доброта. Давайте побыстрее отправимся в дорогу!

СЛАЙД 2 определение

В словаре С.И.Ожегова, я нашла определение , что такое доброта.
Доброта – это все положительное, хорошее, полезное.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

А какие добрые поступки вы уже совершили? Приходилось ли вам встречать людское зло? (рассказы детей)

Каждому человеку свойственно проявлять качества своего характера. Все то, о чем вы сейчас рассказывали, можно выразить одним словом. Поработаем в группах. Перед вами карточки с личностными качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы:

Качества — «помощники» добра. Качества — «помощники» зла.(На доске названия групп).

ДОБРО ЗЛО

Любовь безразличие

Сопереживание агрессивность

Справедливость ненависть

Бескорыстие зависть

Милосердие предательство

Сострадание равнодушие

Сочувствие хамство

Забота эгоизм

Готовность прийти на помощь обман

Учитель:

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

1)Остров пословиц
— Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.

Выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово и железные ворота открывает.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Добро сделанное в тайне, оплатится явно.

Слайд 3

— В чём заключается смысл каждой пословицы ?

Слайд 4

2)Город вежливости
— Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в город вежливости.

— Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)

— Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)

— Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)

Слайд 5

Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? Сейчас мы познакомимся с одним «вежливым» индюком, а потом попробуем ответить на этот вопрос.

“Очень вежливый индюк”

Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк
Раз по двадцать в день,
Не реже, он кричал:
“Эй, вы, невежи!”
Заходите что ли в гости
Поучиться вежливости.
“Я и сам, – кричал индюк, –
Доктор вежливых наук.
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся, ты, осел,
Заходи, садись за стол.
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: “Приду, спасибо!”
Ты не будь свиньей, свинья,
Ждет тебя моя семья!
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло!”
Как ни бился он, однако,
К индюку никто не шел –
Ни корова, ни собака,
Ни хавронья, ни осел.
Поседел индюк от злости:
“Не идут нахалы в гости!
Зря пропали все труды,
Все они балды, балды!”
И добавил с высоты своего величия:
“Не усвоили они правила приличия!”

— Так отчего же зависит сила волшебных слов? Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.

Слайд 6

3)Ручеек общения
— Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.

Читают дети.

Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”
Какие ошибки допустил мальчик?
1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время )

Ситуация 3.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)

Ситуация 4. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?
(Надо было сказать общее “Здравствуйте”) Культура общения

Слайд 7.

4)Сказочная долина
— Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
— Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.

Слайд 8.

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
5. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.
Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.

4.Физминутка Остановка . Сад Добра.

Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы -деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.

— поздороваться при встрече

— уступить место в автобусе пожилому человеку

-жаловаться на всех подряд

— смастерить скворечник

— перебивать взрослых, которые разговаривают

— приготовить маме подарок на 8 Марта

— помочь полить летом грядку на огороде

— сорить в классе и в других общественных местах

— помочь товарищу решить задачу

5)Остановка. Мешочек доброты.
Слайд Мешочек доброты
Ребята, а вы когда -нибудь совершали добрые поступки?
Подумайте, и скажите, пожалуйста, какие добрые дела вы делали в классе?
Дома? на улице? в транспорте? на природе?
Вы называете добрый поступок, а волшебный мешочек тем временем будет пополняться.

Добрые поступки – это лекарство, спасение от всего дурного. Чем больше мы будем делать добра, тем больше его будет в нас оставаться.
Добрые слова…добрые поступки…. А добрый человек…
-Что он такого делает, что мы его называем добрым?
Любит природу, спасает животных, любит природу
6)Остановка. Цветочная поляна.

Ребята, представьте, что доброта — это цветы. У вас на столах есть заготовки цветов. Давайте раскрасим цветы доброты, тем цветом какой вам больше всего нравится.
Под музыку дети рисуют. (Моцарт.)
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем еще одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает свои цветы. Получается общая красивая аппликация.
— Ребята, как мы назовём эту картину?
— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
. Делать добро очень приятно и радостно.
Какая чудесная получилась цветочная поляна!

7. Рефлексия

Добравшись до Цветочной поляны, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

8. Итог
— Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
— А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.