Адаптированные и индивидуальные программы для детей с ОВЗ.

Автор: Яковлева Ирина Кимовна

Образовательное учреждение: школа №329

Населенный пункт: г. Москва

Тема: Реализация адаптированных и индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

В законе об образовании РФ сказано, что каждый ребёнок

имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Основная цель это обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями.

Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Реализация этих задач требует четко скоординированной работы различных специалистов.

Образовательный процесс , при реализации коррекционно – педагогической работы, строится на структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными, здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.

Организация коррекционно – педагогической работы строится на следующих принципах:

принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей;

принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности коррекционно – педагогической работы является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка;

принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;

принцип междисциплинарного подхода. Специалисты (воспитатель, уч. логопед, уч. дефектолог, психолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, каждое полугодие проводят мониторинг детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;

принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Педагоги и специалисты ДОО ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка.

В настоящее время дети с ОВЗ посещают общеобразовательные группы и группы компенсирующей направленности. В группе могут быть дети с разными особыми образовательными потребностями, заданных характером нарушения их психического развития.

Работа с ребенком ОВЗ начинается с первых дней его присутствия в детском саду.

Родители особого ребёнка предоставляют в дошкольную организацию заключение ЦПМПК.

В заключении ЦПМПК прописываются специальные условия образования, в том числе адаптированная образовательная программа с учётом его нарушения. (В данном случае на экране представлено заключение ЦПМПК на ребёнка с ТНР, где прописывается, что он нуждается в предоставлении специальных условий образования по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяж.нар. речи.) В сентябре проводится мониторинг всеми специалистами, в том числе и воспитателями дошкольных групп. Затем с учетом рекомендаций ЦПМПК, результатов мониторинга, анализа анамнестических данных и если ребенок инвалид, то учитывается ИП реабилитации, разрабатывается рабочая программа.

Рабочая программа разрабатывается совместно специалистами и педагогами: учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

Рабочая программа педагогов является частью Основной общеобразовательной программы ДОО (дошкольной общеобразовательной организации).

Рабочая программа – это нормативно-управленческий документ, определяющий содержание дошкольного образования в конкретной возрастной группе. Содержание рабочей программы каждого педагога адаптировано к условиям конкретной группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС Дош.Образования.

Структура рабочей программы состоит из следующих разделов: целевой, содержательный, организационная работа.

Целевой раздел содержит
∙ Пояснительную записку, в которой указывается цель и задачи в соответствии с ФГОС ДО; определяются условия, необходимые для реализации программы.

2.Содержательный раздел включает в себя

Проектирование образовательного процесса, то есть, учебный план, режим работы группы, графики работы специалистов.
Рабочая программа составлена педагогами по реализации пяти образовательных областей на учебный год.

∙ Содержание образовательной деятельности (отражается посредством модели календарно-тематического планирования, проектируется с учетом: возрастных особенностей и образовательных потребностей воспитанников; также учитывается интеграция видов деятельности дошкольников; использования современных технологий и методик; организации взаимодействия с родителями.

3. Организационная работа включает в себя:

— требования к образовательной среде

— материально-техническое обеспечение

— расписания непосредственно образовательной деятельности (режим работы группы, графики работы специалистов.)

-учебно-методическое обеспечение

В приложениях к программе представлены содержание отдельных методик и технологий; конспекты занятий; сценарии различных форм образовательной деятельности, описание игр, упражнений, сценарии родительских собраний и мастер-классов для родителей).

Рабочая программа позволяет добиться полной согласованности планирования каждого педагога, составить целостную систему работы.

Для реализации программы создаются специальные условия. Специальные условия – это построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей.

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту и особенностям детей, уровню их развития, формах работы с детьми.

Опираясь на рабочую программу, специалисты ДОО составляют индивидуальную программу развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на каждого ребенка имеющего заключение ЦПМПК.

В эту индивидуальную программу развития и воспитания входит:

Общие сведения о ребенке

Заключение ЦПМПК

Оценка особенностей развития ребенка психолого-педагогического консилиума Дошкольной Образовательной организации

Направление коррекционной деятельности специалистов.

Также прописываются необходимые условия.

На момент окончания действия этой программы прописывается положительная динамика и даются заключения. Так же перечисляются трудности, которые еще остаются у ребёнка. Работа по преодолению отставания в развития в той или иной области переходит в индивидуальную программу ребенка на следующий год.

В заключении можно сказать, что составление рабочей и индивидуальных программ, безусловно, является составной частью деятельности всего коллектива по созданию специальных условий и направлений коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья.