Арт-терапия для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Автор: Корнюхина Анна Владимировна

Образовательное учреждение: МБДОУ детский сад №31

Населенный пункт: п. Мирской, Краснодарский край

Тема: Арт-терапия для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Человек, появляясь на свет, уже воспринимает окружающую действительность, «впитывая с молоком матери» необходимые ценности и культуру, позволяющую выживать и всесторонне развиваться. А для того, чтобы исправить некоторые недостатки в психическом и физическом развитии, ему необходимо развивать все органы чувств. В глубоком прошлом жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности.

Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что царь Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины. Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в древних Греции, Китае и Индии.

По прошествии многих веков, постепенно, развиваясь по всему миру, шла тенденция увеличения целительного воздействия живописи, театра, движений, музыки, накапливающая в своем развитии мощный потенциал воздействия на человека.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В это время он активно узнает окружающую его природу, предметы, людей и многое другое. Дошкольник получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Он учится понимать красоту, уметь играть, знать сказки, музыкальные песни, рисовать и всё это с огромной фантазией, с большим творческим началом, которое необходимо продолжать в наше нелегкое время. Но не всегда и не все дети могут сразу окунуться в мир фантазии и творчества, испытывая трудности и несколько отличаются от других детей, они имеют ограниченные возможности здоровья- ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и/или физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно.
Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).
Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.
Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).
Причинами являются внешние и внутренние факторы: неблагоприятная экологическая обстановка, различные патологии беременности и родов и т.д.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается количество детей с ОВЗ с каждым годом.

Хочется отметить, что в нашем современном мире идет тенденция повышения огромного числа детей, у которых отмечаются тяжелые нарушения речи (ТНР), в частности общее недоразвитие речи (ОНР), которое требует индивидуального подхода к устранению и исправлению недостатков этих дошкольников и позволяет развивать всесторонне развитых личностей. А индивидуальный, инновационный, здоровьесберегающий подход может достигаться различными способами и методами, которые можно назвать арт-терапией-терапия искусством или «терапия творческим самовыражением».

А в последние годы очень сильно развиваются и осваиваются новые формы коррекции. Большой интерес специалистов и тех, кто нуждается в психическом и физическом воздействии вызывает арт-терапия — метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.

Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.
Арт-терапия –это специальным образом организованные занятия, где работа над целью происходит через творчество. Это работающие технологии, так как они созвучны внутренним процессам в человеке. Кроме того, арт-терапия – это, как правило, очень приятно и вдохновенно.

Особенности арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья:

Позволяет незаметно и качественно диагностировать ребенка, имеющего проблемы в физическом и/или в психическом развитии.
Позволяет подобрать и скорректировать деятельность детям, имеющим ОВЗ.
Развивает воображение и творческий потенциал.
Задействует все органы чувств.
Даёт варианты безопасного выхода чувств и эмоций.
Снимает психоэмоциональное напряжение, улучшает настроение.
Повышает самооценку ребенка.
Увеличивает удовлетворение от себя, жизни, окружающего мира.
Обладает большим психокоррекционным потенциалом.
Современная арт-терапия рассматривается как междисциплинарное явление.

Она возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики, культурологии, социологии и других дисциплин.

Актуальность арт-терапии с детьми, имеющими ОВЗ старшего дошкольного возраста связана с тем, чтобы гибко, творчески, эффективно и нестандартно развивать и воспитывать детей, имеющих ОВЗ, в частности, детей с ТНР, с заключениями ОНР различного уровня. Именно таких творчески активных людей мы и должны развивать и воспитывать методами арт-терапии в коррекционно-развивающей работе, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В настоящее время, в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия у детей с ограниченными возможностями здоровья, многие педагоги и психологи такие, как Копытин А.И., Бурно М.Е., Лебедева Л.Д., Макарова Е.Г. и др. [25]; [35]; [39] рассматривают искусство и художественно-творческую деятельность, а именно арт-терапию. Искусство рассматривается не как путь к отражению действительности в художественных образах, а как средство самовыражения, снижения психоэмоционального напряжения и коррекции эмоциональной сферы.

Следовательно, проблема развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием арт-терапии в коррекционно-педагогической работе является в настоящее время актуальной и представляет значительный интерес для коррекционной педагогики и специальной психологии на сегодняшний день.