Автор: Антонова Наталия Андреевна
Образовательное учреждение: ГБОУ школа №584 «Озерки»
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Тема: Использование игровых технологий на уроках адаптивной физической культуры.
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
Детский церебральный паралич (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. [4] ДЦП характеризуется наличием двигательных, речевых, умственных, эмоциональных и волевых расстройств, которые связаны с повреждением самых разных мышечных групп и тканей головного мозга. Детям присущ неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, вынужденной изоляцией, ограничением контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; во-вторых, затруднением познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанным с проявлением двигательных расстройств, в-третьих, с нарушением сенсорных функций. При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом. Ощупывание, манипулирование с предметами, т.е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушены. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Для вовлечения детей в реабилитационный процесс нужна мотивация. В нашем случае, это игровой метод воздействия.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. [3] Игра — воспроизведение поведения или его элементов, просто потому, что это приятно или интересно. Игра — это одна из форм обучения, когда в процессе игры дети (и взрослые) получают те знания и совершенствуют те умения и навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни. Наиболее расположены к игре дети, но и в более позднем возрасте игровые моменты сохраняются часто в завуалированной форме. Независимо от своей формы или структуры, игра мотивируется взаимодействием состояний игрока с состояниями среды. Среда должна содержать элементы, допускающие чередование элементов мотивационного состояния индивидуума. Это порождает активность, характеризуемую удовольствием, интересом и ослаблением напряжения. Элементы, порождающие игровое поведение, могут быть аналогичны тем, которые пробуждают любопытство и вызывают исследовательское (или поисковое) поведение. Играя, дети прорабатывают свои эмоциональные неурядицы – страхи, тревожность и агрессивность. Вот почему игротерапия является одним из ведущих методов коррекции детского поведения.
В ГБОУ школе «Озерки» №584 нами проведен эксперимент по использованию квест-технологии среди обучающихся начальной школы, для повышения уровня освоения пройденного материала.
Нашей целью стало:
повышение мотивации к выполнению упражнений и интереса к занятиям адаптивной физической культурой (АФК) через игровую деятельность, а именно квест-технологию.
Мы определили задачи:
Закреплять тему урока в игровой форме (совершенствование умений и навыков, двигательных качеств согласно теме урока);
Воспитывать чувство коллективизма, сплоченности и товарищества;
Использовать на уроках межпредметные связи.
Всем обучающимся было рекомендовано ознакомиться с произведением А.Волкова «Волшебник изумрудного города». Далее мы распланировали квест на 9 уроков АФК. На каждом уроке ребята выполняли задания связанные с темой урока и основанные на одном из эпизодов произведения «Волшебник изумрудного города». Все задания были адаптированы для детей данной нозологической группы. По результатам выполненных заданий, обучающиеся получали или не получали бонус – право на переход к испытанию на следующем уроке. На выполнение задания отводилось около 10 минут в конце каждого урока.
На протяжении 9 уроков обучающимся рассказывался сюжет сказки и объявлялись задачи на каждый урок. Задачи соответствовали темам уроков:
Тема 1: Развитие манипулятивной и зрительно-моторной функции рук
Сюжет: Вспоминаем и преобразуем сюжет сказки. Ребята живут все вместе в своем загородом доме, который построили сами. Внезапно появляется ураган и перемещает ребят в другую страну.
Задание: Построить из разбросанных модулей дом за определенное время, далее дом «разрушается ураганом» и переносится в другую страну. Ребятам говорится о следующем задании на следующем уроке.
Тема 2: Развитие ориентировки в пространстве, равновесия.
Сюжет: Ребята ищут дорогу домой, и проходят через разные препятствия.
Задание: Пройти полосу препятствий: «Пройти через мостик» – ходьба по скамейке, «по кочкам в болоте» — ходьба по ортопедическим подушкам, «Перешагивание через предметы», «Пролезть в тоннель».
Тема 3: Развитие силовых качеств и кардиореспираторной системы.
Сюжет: Ребята встречают в болоте дровосека. Он хочет пойти вместе с ребятами, но долгое время, лежа в воде заржавел и обездвижен. Ему нужно помочь «запустить» сердце.
Задание: Отжимание в течении минуты. Минута отжимания, минута отдыха. Оценивается правильность выполнения техники упражнения и количество выполненных раз.
Тема 4: Развитие мелкой моторики, навыков самообслуживания.
Сюжет: Ребята встречают в огороде чучело-«Страшилу», который хочет пойти вместе с ребятами, но ему нужно помочь зашнуровать ботинки и пришить пуговицы.
Задание: Ребятам выдаются заготовки-шнуровки. Надо пришить пуговицы и зашнуровать ботинки.
Тема 5: Развитие ориентации в пространстве. Понятий «справа», «слева», «вверх», «вниз».
Сюжет: Страшиле для счастья нужен мозг. А мозг питают полезные вещества в орехах. Ребятам нужно помочь Страшиле найти спрятанные в зале орехи.
Задание: учащимся выдается схема карты помещения, на которой указаны места, где спрятаны орехи. Нужно найти все орехи.
Тема 6: Развитие координационных способностей, переход от динамической нагрузки к статической.
Сюжет: Кого-то из ребят похищает людоед. Чтобы спасти «похищенного» нужно усыпить бдительность людоеда:
Задание:
пройти дорожку, изображая гусеницу – пройти друг за другом;
людоед отворачивается, ребята должны пройти по дорожке, людоед поворачивается, застывают в придуманном преподавателем положении.
Тема 7: Развитие координационных способностей
Сюжет: Встреча со львом. Льву не хватает смелости, чтобы приобрести смелость, нужно выполнить следующие задание.
Задание:
Залезть на шведскую стенку, скинуть с самого верха мяч,
Пройти (со страховкой) по гимнастической скамейке с завязанными глазами
Тема 8: Развитие координационных способностей. Обучение броску мяча.
Сюжет: Ребята попали в поле с маками (разбросанные красные мячи из сухого бассейна), от которых лев засыпает, их надо убрать.
Задание: Броски мячей в сухой бассейн с разного расстояния.
Тема 9.Развитие координационных способностей. Обучение броску мяча на точность.
Сюжет: Встреча с Гудвином в Изумрудном городе. Он говорит, что отправит их домой, если они победят злую волшебницу Бастинду. Ребята отправляются в страну, где живет злая волшебница Бастинда. По дороге им встречается житель этой страны, который хочет им подсказать как можно победить волшебницу. Для этого они должны пропеть песню «мы в город Изумрудный идем дорогой чудной».
Задание: Пропеть песню звуками животных, которые попросит местный житель.
Ребята припевают песню, житель им подсказывает, что колдунья боится воды, и даёт им водные мячи. Вскоре они видят волшебницу на горе.
Задание: Попасть в волшебницу водяными мячами.
Сюжет: Выходит Гудвин, очень рад, что злая волшебница побеждена, и сознается, что он не волшебник. Но если ребята выполняли все задания правильно, без волшебства, то они сами смогут добраться легко до дома с помощью воздушных шариков.
Задание: Ребята переходят с воздушными шариками в другой кабинет, где построен дом. Они идут в дом, после чего идет обсуждение, что им больше всего понравилось.
Вывод. В сравнении с обычными уроками, уроки с проведением квест-технологии повысили уровень освоения пройденного материала.
Дети охотно идут на занятия, с удовольствием выполняют задания, стараются показать лучший результат. В коллективе появились взаимопомощь, сплоченность, товарищество. Улучшился эмоциональный фон урока. По прохождении игровых квестов видно, что у обучающихся стало больше мотивации к выполнению упражнений, что говорит о целесообразности применения подобных технологий на занятиях АФК у обучающихся с поражениями опорно-двигательного аппарата.
Литература:
А.Волков Сказочные повести. – М.: РИПОЛ, 1992. – 608 с.
Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенч., ранний и дошк. Возраст. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.
Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л.В.Шапковой. – Спб, «Детство Пресс», 2001.
Шипицына Л.М.., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.