Автор: Градобоева Полина Николаевна
Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 42
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Тема: Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности в группе для детей старшего возраста с ОВЗ «Тело человека».
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
Цель: автоматизация звуков [Л] и [Л]’ через уточнение и расширение знаний о собственном теле.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательная:
— продолжать знакомить детей со строением собственного тела и назначением частей тела;
-совершенствовать навыки образования прилагательных;
2.Коррекционно — развивающая:
— развивать слуховое внимание, логическое мышление;
— развивать умение высказывать собственное мнение, передавать с помощью мимики эмоциональное состояние человека;
3.Воспитательная:
-воспитывать внимательное, заботливое отношение к собственному телу;
-помогать осознавать ценность своего здоровья;
4.Коррекционная:
-автоматизировать проблемные звуки в словах, фразах, предложениях, спонтанной речи.
Оборудование: компьютер, зеркала по количеству детей. картинки к игре «Хорошо — плохо» (дидактическое пособие «Валеология, или здоровый малыш» в 2 частях, изд-во «Весна-Дизайн»), 2 зонта (с разноцветными и чёрными клиньями).
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Организационный момент. Коммуникативная игра.
(Дети стоят на коврике рядом с логопедом, отвечают хором на вопросы, выполняют соответствующие движения)
— Настроение у нас…
(дети) — Про-сто класс!
— Мы за звуками следим…
(дети) — Каждый раз!
— Хочет с вами поиграть…
(дети) — Ло-го-пед!
— Это очень страшный врач?
(дети) — Нет-нет-нет!
— Он вас учит говорить?
(дети) — Да-да-да!
— Звуки все произносить…
(дети) — На-все-гда!!!
— Поиграем мы сейчас…
(дети) — Луч-ше всех!
— И поэтому всех нас…
(дети) — Ждёт ус-пех!!!
-Ребята, Сегодня мы с вами будем говорить о теле человека.
(дети садятся на подушечки на полу)
Ввод в тему. Игра с героями мультфильмов.
Посмотрите на картинку. Кого вы видите? (ответы детей) Да, перед вами – человек. Обратите внимание, как много в его теле различных частей… интересных органов… У каждой части тела есть своё название и, конечно же, своё назначение.
Предлагаю вспомнить некоторые названия частей тела человека. А помогут вам в этом известные певцы и герои мультфильмов. Прислушайтесь, какую песенку они поют, и какие части тела они упоминают в своей песенке.
(Дети слушают, называют и показывают на себе упомянутые части тела, объясняют их назначение. При этом могут их слегка массировать или поглаживать.)
— Звучит песенка: «Если я чешу в затылке – не беда, в голове моей опилки, да-да-да…»
-Какие части тела упоминались в песенке?
-Дети: Затылок, голова.
-Что можно делать головой?
-Дети: Кивать, поворачивать в разные стороны, наклонять, думать.
— Что вы скажете про затылок?
Дети: Затылок может чесаться, болеть.
-Звучит песенка: «Вдох глубокий, руки шире, не спешите, три-четыре….»
-Что можно делать руками?
Дети: Хватать, держать, сгибать, размахивать, цепляться.
-Звучит песенка: «Губки бантиком, бровки домиком, похож на маленького сонного гномика. В голове всегда сто тысяч почему…»
-Какие части тела упоминались в песенке?
-Дети: губы, брови, голова
-Что могут делать эти части тела?
-Дети: Губками можно целовать, улыбаться, дуть, их можно сжимать, растягивать. Бровки можно хмурить, приподнимать.
-Звучит песенка: «Ах, глаза у Синеглазки! Вы у неба взяли краски….»
— Зачем человеку нужны глаза?
-Дети: Глаза могут смотреть, прищуриваться, моргать, плакать.
-Звучит песенка: «Почему на голове не растут цветочки, а растут они в траве и на всякой кочке. Если волосы растут, значит, их сажают. Почему сажать цветы мне не разрешают?»
-Какие части тела упоминались в песенке?
-Дети: Голова, волосы.
— Что вы можете сказать о волосах?
-Дети: Волосы растут, путаются, вьются, их можно заплетать, расчесывать.
-Звучит песенка: «Ленты за плечами, как флаги за кормой…»
-Дети: Плечи могут быть сутулыми, расправленными, могут загореть на солнышке.
-Звучит песенка: «А мне любое море по колено, а мне любые горы по плечо…»
-Дети: Колени сгибаются. Их можно больно ударить
-Звучит песенка: «Раз ладошка, два ладошка, я пока что не звезда…»
-Дети: Ладошки могут хлопать, чесаться.
Обобщение знаний. Проговаривание стихотворения.
-Про части тела, которые мы сейчас назвали, и которые не назвали, мы можем рассказать стишок «Произносим мы слова…»! Давайте его вспомним! При этом можете смотреть на картинки-подсказки!
(дети встают)
-Картинки на экране рассмотрите,
Все части тела хором назовите!
Дети: Произносим мы слова:
Лоб, затылок, голова.
Голень, плечи, пальцы, ногти,
Кулаки, ладони, локти.
Глаз, живот, коленки, пятки,
Ухо, скулы и лопатки!
Части тела изучали,
Части тела мы назвали!
(дети садятся на подушечки, им раздаются зеркала)
4. Беседа о выражениях лица.
-Ребята, вы когда-нибудь слышали такое выражение: «Лицо – зеркало души»? Как вы думаете, что оно означает? (Возможные ответы детей: на лице, как в зеркале, отражается настроение человека, его характер)
-Сейчас на экране будут появляться фото лиц различных детей. Я вам подскажу, что дети чувствуют или переживают, а вы должны подобрать подходящее слово, описывающее, КАКОЕ выражение лица у ребёнка, и, глядя в зеркало, сами показать на лице такое же выражение.
— Вот малыш. Ему интересно, любопытно. Значит, выражение лица какое? (любопытное)
— Мальчик удивляется. Значит, выражение лица какое? (удивлённое)
— Мальчик злится. Значит, выражение лица какое? (злое)
— Ребёнок всё время хочет плакать. Значит, выражение лица у него какое? (плаксивое)
— Малыш чувствует печаль. Значит, выражение лица какое? (печальное)
— Девочка много улыбается. Значит, выражение лица какое? (улыбчивое)
— Ребёнок доволен. Значит, выражение его лица какое? (довольное)
-.Девочка кривляется. Значит, выражение лица какое? (кривляющееся)
— Ребёнок веселится. Значит, выражение его лица какое? (весёлое)
(зеркала убираются)
Физкультминутка:
-Ну, а какое настроение у вас, ребята? Думаю, настало время размяться, взбодрить все части нашего тела и показать, какое у нас настроение! Споём песенку «Подними руки, потянись»!
(Дети поют песенку 2 раза, с убыстряющимся темпом, показывают движения в соответствии со словами, хорошо проговаривают звуки [Л] и [Л]’).
-Подними руки, потянись,
Повернись к соседу и улыбнись.
А теперь пониже наклонись,
Повернись к другому и улыбнись.
Попрыгай на ноге, и на другой,
А теперь красиво верти головой.
Помаши тому, кто далеко от тебя.
А теперь покрепче обними себя.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла
Игра «Хорошо — плохо».
— Конечно, тело человека удивительно, прекрасно устроено! Но в то же время оно легко «выходит из строя», подвергается разным болезням, и поэтому нуждается в нашей заботе. Представьте на мгновение, что произойдёт, если человек перестанет умываться?… расчёсываться?… кушать?… (дети дают варианты ответов).
-Каждому из вас дам по 1 комплекту парных картинок. Внимательно их рассмотрите. Постарайтесь определить, на какой картинке ребёнок поступает правильно, заботясь о собственном теле, а на какой картинке поступает плохо, не заботясь о своём здоровье.
(10-15 секунд дети изучают картинки)
-Перед вами – 2 зонта. (Раскрываются зонты). Один – разноцветный, яркий!… Другой – чёрный, мрачный…
— Посмотрите на экран. Здесь напоминание о том, как вы сейчас будете работать. Картинку, изображающую правильный поступок ребёнка, нужно поместить на цветной зонтик (на липучку), а картинку с неправильным поступком ребёнка – на чёрный зонтик!
(Дети действуют поочерёдно. Каждый ребёнок высказывает суждение о первой своей картинке, прикрепляет на нужный зонтик, затем рассказывает о второй, прикрепляет на соответствующий зонтик. Логопед контролирует правильное произнесение звуков [Л] и [Л]’).
(после выполнения работы) Вот какая красота! Перед нами – два зонта!
Если мы под первый встанем,
То здоровыми мы станем.
А под чёрным – жди беды…
Под нужный зонт скорей беги!
Раз…два…три… беги!
(дети становятся под цветной зонтик)
Почему вы встали под цветной зонтик? (ответы детей)
Итог занятия.
-Да, ребята, с этим зонтиком вам будет приятней идти по жизни!… Забота о здоровье тела не только сохранит его от разных болезней, но и поможет вам всегда оставаться весёлыми, красивыми и жизнерадостными… А красивая речь поможет легко и интересно общаться с разными людьми!
-Что нового и интересного вы узнали сегодня?
— Что запомнилось больше всего?
-Какие задания вызвали затруднения?