Коррекционно-развивающее занятие.

Автор: Гунина Юлия Александровна

Образовательное учреждение: МБОУ «Нарышкинская СОШ»

Населенный пункт: с. Нарышкино, Нижегородская область

Тема: Конспект коррекционно-развивающего занятия по адаптации первоклассников к школьному обучению.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

1 упражнение «Сосед, подними руку»

Играющие, стоя, или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл её поднять, то он меняется с водящим ролями. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.

2 Телесное упражнение «Отработка сочетающихся движений глаз и рук».

— руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по правому колену, левая – по левому колену. Одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, затем в противоположную от руки сторону. Челюсти сильно сжать.

— скрещенные руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по левому колену, левая рука – по правому. Одновременно с ударом выполняется движение в одноименную, а затем в противоположную от руки сторону. Рот максимально открыт, язык спрятан.

3.Упражнение «Доскажи словечко»

Цель: развитие внимания, речи.

Ведущий предлагает детям угадать окончание каждого стихотворения.

***

И в море не купаются, и нет у них щетинки,

А всё же называются они – морские …(свинки).

***

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки, ведь – это …(снегири).

***

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет,

Человек им управляет. Что же это? (Самолет).

4 Упражнение «Лезгинка».

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6-8 смен). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.

5 «Серебряное копытце»

Цель: игра способствует как снятию излишнего мышечного напряжения, так и возникновению доверия к окружающим, сплочению детей.

Представь себе, что ты – красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке – серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.

Примечание: Данная игра может стать групповым ритуалом в детском коллективе, одним из способов разрешения конфликтов в группе.

Упражнение «Четыре стихии»
Цель – развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов.

Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками.

«Земля» — дети опускают руки вниз.

«Вода» — дети вытягивают руки вперед.

«Воздух» — дети поднимают руки вверх.

«Огонь» — дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.

7. Релаксация «Пляж».

Исходное положение – сидя. Предложить детям закрыть глаза и представить, что он лежит на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает его. Веет лёгкий ветерок. Он отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой он сидит. Удобно ли ему? Пусть попытается изменить её так, чтобы ему было максимально удобно, ч/бы он был максимально расслаблен. Пусть представит себя всего целиком и запомнит возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза и аккуратно встать.

Список литературы

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
Дубровина И.В. — Психокоррекционная и развивающая работа с детьми — М., 1999 г.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога. — М., 1999 г.
Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников — М., 1988
Овчарова Р.В. — Справочная книга школьного психолога — М., 1996 г.
Практическая психология в тестах — М., 2001 г.
Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей — М., 2003 г.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.
Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
О.Н.Истратова ,Т.В. Эксакусто Справочник психолога начальной школы. Изд.5, 2008г