Музыкотерапия в помощь детскому саду.

Автор: Фомичева Ирина Митрофановна

Образовательное учреждение: ГБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 29

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Музыкотерапия в помощь детскому саду.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 31.03.2019

Пребывая в детском саду, многие дети иногда испытывают сильное эмоциональное напряжение и стресс, который может затянуться на несколько месяцев.
Создать наиболее комфортные условия пребывания детей в детском саду и сохранить психическое здоровье помогают здоровьесберегающие технологии,одним из направлений которых является МУЗЫКОТЕРАПИЯ.

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика:

Шопен «Мазурка» и «Прелюдии»,

Штраус «Вальсы»,

Рубинштейн «Мелодии».

Хотите спокойствия?

Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти).

Классика: произведения Вивальди,

Бетховен «Симфония 6» — часть 2,

Брамс «Колыбельная»,

Шуберт «Аве Мария»,

Шопен «Ноктюрн соль-минор»,

Дебюсси «Свет луны».

Как уменьшить нервное возбуждение?

Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогает классика:

Бах «Кантата 2»,

Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

Как избавиться от напряженности в отношениях с людьми?
Включите Баха «Концерт ре-минор для скрипки» и «Кантата 21»,

Б. Бартока «Соната для фортепиано» и «Квартет 5»,

Брукнера «Месса ля-минор».

Депрессия?

Помогут скрипичная и церковная музыка.

Классика: произведения Моцарта,

Гендель «Менуэт»,

Бизе «Кармэн» — часть 3.

У вас мигрень, головная боль?

Ставьте диск с религиозной музыкой или классикой:

Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40»,

Лист «Венгерская рапсодия 1»,

Хачатурян «Сюита Маскарад».

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классики «вялым» детишкам можно поставить:

Чайковский «Шестая симфония» — часть 3,

Бетховен «Увертюра Эдмонд»,

Шопен «Прелюдия 1, опус 28»,

Лист «Венгерская рапсодия 2».

Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика:

Бах «Итальянский концерт»,

Гайдн «Симфония».

А чтобы чадо быстро заснуло и видело хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом.

Элементы музыкотерапии можно использовать в группе в течение дня:

Утренний прием хорошо проводить под музыку Моцарта. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Варианты музыки:

«Утро» Э.Григ (из сюиты «Пер Гюнт»)
Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
Обработки для русского оркестра («Барыня», «Калинка»)
«Карнавал животных» Сен-Санс

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку:

1.Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр)

2. «Времена года» П.И. Чайковского

3. «Лунная соната» Л. Бетховена

4. «Аве Мария» Бах-Гуно

В вечернее время снять накопившуюся усталость, нормализовать кровяное давление и работу нервной системы детского организма помогут следующие произведения:

Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром»
Бах «Органные произведения»
Вивальди «Времена года»
«Голоса природы»

Музыка для пробуждения

после дневного сна:

Боккерини Л. «Менуэт»

Григ Д. «Утро»

Мендельсон Ф. «Песня без слов»

Моцарт В. «Сонаты»

Мусоргский М. «Рассвет на Москве-реке»

Сен- Санс К. «Аквариум»

Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»

Музыка для релаксации:

Альбиони «Адажио»

Бетховен Л. «Лунная соната»

Глюк К. «Мелодия»

Григ Э. «Песня Сольвейг»

Римский – Корсаков « Море»

Сен – Санс К. «Лебедь»

Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

Шопен Ф. «Ноктюрн соль-минор»

Шуберт Ф. «Аве-Мария», «Серенада»

Влияние звучания музыкальных инструментов на организм человека.

Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов;

Орган — приводит ум в порядок, гармонизует энергопоток позвоночника,

это — проводник между космосом и землей;

Пианино — воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу;

Барабан — восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему;

Флейта — очищает бронхолегочную систему, снимает раздражительность и озлобленность, лечит несчастную любовь;

Баян, аккордеон — активизируют работу брюшной полости;

Арфа, струнные инструменты -гармонизируют работу сердца, лечат истерию, нормализуют кровяное давление;

Саксофон — активизируют сексуальную энергию, половую систему;

Кларнет – подавляет уныние, улучшает кровообращение;

Труба — лечит радикулит.

Это интересно!!!

Классическая музыка ускоряет рост пшеницы;
Под воздействием классической музыки увеличивается количество
молока у млекопитающих животных;

Дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, а,
услышав классические произведения , акулы собираются к

эпицентру звука – со всего океанского побережья;

Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют
свои листья и лепестки;

И последнее: влияние музыки на воду.
Известно, что вода способна структурироваться в зависимости от внешних вибраций.

Так вот, после «прослушивания» водой симфонии Моцарта, в её структуре получались красивые правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». Напротив – тяжелый рок превращал эти кристаллы в рваные осколки.

Задумайтесь — а ведь мы на 80% состоим из воды!!!

Давайте же правильно структурироваться!

Литература

1. Георгиев Ю. Музыка здоровья: доктор медицинских наук С. Шушарджан о музыкальной терапии.
2. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древние и самые современные методы
использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума» Минск 1999г.

3. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебные пособия для студентов высших учебных заведений-

М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000г.

4. Тарасова К.В. Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки

М. 2001г.