Автор: Фомичева Ирина Митрофановна
Образовательное учреждение: ГБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 29
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Тема: Музыкотерапия в помощь детскому саду.
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
Дата публикации: 31.03.2019
Пребывая в детском саду, многие дети иногда испытывают сильное эмоциональное напряжение и стресс, который может затянуться на несколько месяцев.
Создать наиболее комфортные условия пребывания детей в детском саду и сохранить психическое здоровье помогают здоровьесберегающие технологии,одним из направлений которых является МУЗЫКОТЕРАПИЯ.
Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?
В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика:
Шопен «Мазурка» и «Прелюдии»,
Штраус «Вальсы»,
Рубинштейн «Мелодии».
Хотите спокойствия?
Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти).
Классика: произведения Вивальди,
Бетховен «Симфония 6» — часть 2,
Брамс «Колыбельная»,
Шуберт «Аве Мария»,
Шопен «Ноктюрн соль-минор»,
Дебюсси «Свет луны».
Как уменьшить нервное возбуждение?
Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогает классика:
Бах «Кантата 2»,
Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
Как избавиться от напряженности в отношениях с людьми?
Включите Баха «Концерт ре-минор для скрипки» и «Кантата 21»,
Б. Бартока «Соната для фортепиано» и «Квартет 5»,
Брукнера «Месса ля-минор».
Депрессия?
Помогут скрипичная и церковная музыка.
Классика: произведения Моцарта,
Гендель «Менуэт»,
Бизе «Кармэн» — часть 3.
У вас мигрень, головная боль?
Ставьте диск с религиозной музыкой или классикой:
Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40»,
Лист «Венгерская рапсодия 1»,
Хачатурян «Сюита Маскарад».
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классики «вялым» детишкам можно поставить:
Чайковский «Шестая симфония» — часть 3,
Бетховен «Увертюра Эдмонд»,
Шопен «Прелюдия 1, опус 28»,
Лист «Венгерская рапсодия 2».
Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика:
Бах «Итальянский концерт»,
Гайдн «Симфония».
А чтобы чадо быстро заснуло и видело хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом.
Элементы музыкотерапии можно использовать в группе в течение дня:
Утренний прием хорошо проводить под музыку Моцарта. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
Варианты музыки:
«Утро» Э.Григ (из сюиты «Пер Гюнт»)
Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
Обработки для русского оркестра («Барыня», «Калинка»)
«Карнавал животных» Сен-Санс
Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку:
1.Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр)
2. «Времена года» П.И. Чайковского
3. «Лунная соната» Л. Бетховена
4. «Аве Мария» Бах-Гуно
В вечернее время снять накопившуюся усталость, нормализовать кровяное давление и работу нервной системы детского организма помогут следующие произведения:
Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром»
Бах «Органные произведения»
Вивальди «Времена года»
«Голоса природы»
Музыка для пробуждения
после дневного сна:
Боккерини Л. «Менуэт»
Григ Д. «Утро»
Мендельсон Ф. «Песня без слов»
Моцарт В. «Сонаты»
Мусоргский М. «Рассвет на Москве-реке»
Сен- Санс К. «Аквариум»
Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»
Музыка для релаксации:
Альбиони «Адажио»
Бетховен Л. «Лунная соната»
Глюк К. «Мелодия»
Григ Э. «Песня Сольвейг»
Римский – Корсаков « Море»
Сен – Санс К. «Лебедь»
Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
Шопен Ф. «Ноктюрн соль-минор»
Шуберт Ф. «Аве-Мария», «Серенада»
Влияние звучания музыкальных инструментов на организм человека.
Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов;
Орган — приводит ум в порядок, гармонизует энергопоток позвоночника,
это — проводник между космосом и землей;
Пианино — воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу;
Барабан — восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему;
Флейта — очищает бронхолегочную систему, снимает раздражительность и озлобленность, лечит несчастную любовь;
Баян, аккордеон — активизируют работу брюшной полости;
Арфа, струнные инструменты -гармонизируют работу сердца, лечат истерию, нормализуют кровяное давление;
Саксофон — активизируют сексуальную энергию, половую систему;
Кларнет – подавляет уныние, улучшает кровообращение;
Труба — лечит радикулит.
Это интересно!!!
Классическая музыка ускоряет рост пшеницы;
Под воздействием классической музыки увеличивается количество
молока у млекопитающих животных;
Дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, а,
услышав классические произведения , акулы собираются к
эпицентру звука – со всего океанского побережья;
Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют
свои листья и лепестки;
И последнее: влияние музыки на воду.
Известно, что вода способна структурироваться в зависимости от внешних вибраций.
Так вот, после «прослушивания» водой симфонии Моцарта, в её структуре получались красивые правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». Напротив – тяжелый рок превращал эти кристаллы в рваные осколки.
Задумайтесь — а ведь мы на 80% состоим из воды!!!
Давайте же правильно структурироваться!
Литература
1. Георгиев Ю. Музыка здоровья: доктор медицинских наук С. Шушарджан о музыкальной терапии.
2. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древние и самые современные методы
использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума» Минск 1999г.
3. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебные пособия для студентов высших учебных заведений-
М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000г.
4. Тарасова К.В. Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки
М. 2001г.