Особенности речи и пути ее развития.

Автор: Клюева Анна Валерьевна

Образовательное учреждение: ГДОУ Детский сад № 26 компенсирующего вида московского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Особенности речи и пути ее развития у дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Для детей с интеллектуальными нарушениями характерен замедленный темп речевого развития, грубо нарушены как импрессивная, так и экспрессивная стороны речи. Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Словарный запас крайне беден, речь аграмматична, наблюдается низкая речевая активность. Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями, в целом, характеризуются стойкостью и устраняются с большим трудом.

Изучением проблем речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью занимались такие исследователи, как А. К. Аксенова, Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев, Л. И. Дмитриева, О. М. Коваленко, Р. И. Лалаева, В. И. Липакова, А. Р. Маллер, Н. В. Павлова, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн и др.

Однако, следует отметить, что знания о детях с интеллектуальными нарушениями и нарушениями речевого развития, не так уж велики, и представляют профессиональный интерес к дальнейшему изучению данной проблемы.

Особенности речевого развития умственно отсталых дошкольников

Умственно отсталый ребенок отстает в развитии речи с первых месяцев жизни, далее отставание лишь прогрессирует. К началу дошкольного возраста у ребенка не сформированы предпосылки речевого развития.

Часто умственно отсталые дети не начинают говорить к четырем – пяти годам.

Нормально развивающийся ребенок 3-4 лет обладает большим словарным запасом, его активная речь носит почти правильную грамматическую форму, а фонетические погрешности произношения остаются в виде мелких исключений.

В тоже время, у ребенка с умственной отсталостью слуховое различие, произношение слов и фраз возникает значительно позже. Речь скудна и аграмматична. По мнению С. Я. Рубинштейн, основные причины этих нарушений, кроются в слабости замыкательной коры, медленная выработка новых дифференцировочных условных связей во всех анализаторах.

Большую отрицательную роль играет также общее нарушение динамики нервных процессов, затрудняющее установление динамических стереотипов-связей между анализаторами.

У этой категории детей отмечается большая распространенность нарушений фонетической стороны речи (Е. И. Буцкова, М. Ф. Гнездилов, Г. А. Каше, Д. И. Орлова, В. Г. Петрова, М. Е. Хватцев и др.).

Недоразвитие речи может быть обусловлено формирующимися и не стойкими дифференцировочными условными связями в области слухового анализатора. Вследствие этого ребенок долго не дифференцирует звуков речи окружающих людей, не усваивает новых слов и словосочетаний. Он не глух, но звуки обращенной к нему связной разговорной речи воспринимаются им нерасчлененно. Такой ребенок выделяет и различает единичные слова. Процесс выделения слов из речи окружающих происходит иным, медленным темпом, чем в норме. Это и является первой и основной причиной запоздалого и неполноценного развития речи. Затем, когда слова уже выделены и различаются как знакомые, известные, они продолжают восприниматься нечетко. Умственно отсталые дети плохо различают сходные звуки, особенно согласные. В дошкольном возрасте ошибки детей при повторении ими новых слов, часто расцениваются окружающими как дефекты произношения, которых наблюдается очень много. Слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими. Кроме того, оно затрудняет звуковой анализ слова. Из – за слабости фонематического анализа умственно отсталый ребенок плохо различает на слух окончания слов, что препятствует усвоению грамматических форм.

Причина такого состояния фонематического слуха – также замедленное формирование дифференцировочных условных связей в слуховом анализаторе. По мере обучения эти связи более или менее успешно образуются. Но последствия столь замедленного усвоения речи для общего психического развития детей крайне вредоносны.

Недостатки фонематического слуха усугубляются замедленным темпом развития артикуляции.

Правильное различие звуков на слух зачастую способствует правильности произношения, а правильность собственного произношения, способствует лучшему различению звуков на слух. При патологии корковой деятельности и замедленном образовании межанализаторных связей возникает противоположная зависимость.

При усвоении умственно отсталыми дошкольниками словарного состава языка, как отмечает Н.В. Новоторцева, отмечаются грубые нарушения. Словарный запас в пассивной форме значительно больше, чем в норме, превышает активный. Семантическая нагрузка слова у умственно отсталого намного меньше, чем у нормального ребенка. Смысловая сторона речи — самое слабое звено в структуре речевого недоразвития дошкольников с нарушением интеллекта.

Ситуативное значение слова, недостаточная грамматическая оформленность речи, нарушение фонематического слуха и замедленность восприятия приводит к тому, что речь взрослого либо часто совсем не понимается умственно отсталым ребенком, либо понимается неточно или даже искаженно. Для умственно отсталых детей характерна также предметная неотнесенность речи. Речь слабо связана с деятельностью детей.

М.С. Певзнер, В.Г. Петрова считают, что становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Речь умственно отсталого настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. При этом недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения. К концу дошкольного возраста ни одну из своих функций (коммуникативную, познавательную и регулирующую), полноценно не выполняет.

Недоразвитие речи ограничивает дальнейшее умственное развитие ребенка, а затрудненность обобщений мешает правильному усвоению значений слов и формированию речи в целом.

Поэтому необходимо вести коррекционную работу с умственно отсталыми детьми в двух направлениях – с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой – над развитием основных функций речи: коммуникативной, познавательной и функции регуляции деятельности.

Задачи и особенности организации педагогической работы по развитию речи умственно отсталых дошкольников

При умственной отсталости в общей структуре дефекта всегда наблюдается как вторичное отклонение и недоразвитие речи. Поэтому развитие речи является одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми дошкольниками. Можно построить следующую последовательность задач работы по развитию речи [14].

Главная (конечная) цель работы — это формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими родным языком и формирование речевой готовности к школьному обучению.

Основными задачами работы по развитию речи являются:

1. Формирование у умственно отсталых дошкольников предпосылок речевого развития;

2. Развитие основных речевых функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.

Для того, чтобы речь выполняла присущие ей функции, необходимо полноценное усвоение ребенком всех компонентов языковой системы, всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетико-фонематической. Нужно, чтобы ребенок овладел связной речью (диалогической и монологической), был готов к овладению грамотой. Поэтому в более частные задачи работы по развитию речи входит:

развитие связной речи;
развитие словаря;
формирование грамматического строя речи;
развитие фонетико-фонематической стороны речи;
подготовка к овладению грамотой (формирование элементарных навыков звукового анализа);
ознакомление с детской художественной литературой.
Выделяются еще более частные, специальные задачи работы, имеющие выраженное коррекционное содержание и направленные на преодоление специфических недостатков речевого развития умственно отсталых детей. К ним относятся, например, развитие смысловой стороны речи: развитие понимания речи, преодоления предметной неотнесенности слова, ситуативности речи, формирование родовых обобщений, преодоление бедности словаря, формирование фразовой речи, развитие инициативной речи и др. [12]

В специальных дошкольных учреждениях работа по развитию речи построена с учетом того, что становление речи протекает по тем же законам, что и в норме. Формирование речи тесно взаимосвязано с деятельностью детей, на основе расширения их представлений об окружающем и в процессе общения со взрослыми. Поэтому работа по развитию речи осуществляется в двух основных формах:

1. На специальных занятиях.

2. В повседневной жизни и деятельности.

Занятия по развитию речи проводит учитель-дефектолог. Задачи развития словаря умственно отсталых дошкольников вытекают из особенностей их речевого развития (бедность словаря, недостаточная предметная отнесенность слов, слабая связь с деятельностью, отсутствие в речи детей обобщенных слов) и конечной цели обучения родному языку в специальных дошкольных учреждениях (формирование правильной устной речи детей на основе овладения родным языком, формирование речевой готовности к школьному обучению) [15].

Свободное общение происходит в быту, в процессе игр, в процессе элементарной трудовой и продуктивной деятельности, во время праздников и развлечений, во время других неречевых занятий.

Во все эти моменты создаются естественные условия для развития речи, обогащается их речевая практика. На неречевых занятиях нецелесообразно отвлекать детей от их основной деятельности, требуя постоянного речевого сопровождения. Например, на занятиях по обучению игре взрослые должны руководить игрой и помогать детям в попытках речевой деятельности. Они должны подсказывать нужное слово, чтобы игра не прерывалась, однако не подменять одно занятие другим. Во время всех занятий необходимо приучать детей слушать обращенную к ним речь; учить выполнять инструкции, данные в словесной форме; рассказывать о своих действиях.

Ребенок должен усваивать родной язык путем подражания речи окружающих, это в свою очередь выдвигает особые требования к речи взрослых:

речь взрослых должна быть абсолютно грамотной и литературной, чистой в фонетическом отношении;
тон и стиль речи взрослого должен быть доброжелательным и спокойным;
речь должна быть эмоционально насыщенной;
содержание речи взрослого должно соответствовать возрасту, развитию и интересам детей, опираться на их опыт;
речь должна быть конкретной и четкой, не допускающей двоякого толкования.
На специальных занятиях по развитию речи происходит упорядочение речевого материала, который дети получают на других занятиях в процессе свободной речевой деятельности, в ходе общения. Занятия по развитию речи проводятся в соответствии с дидактическими принципами, речевой материал подается в определенной последовательности, постепенно усложняется и расширяется, при этом обязательно учитываются возраст и особенности детей.

Требования к проведению занятий по развитию речи;

предварительная тщательная подготовка к занятию, его планирование;
обеспечение речевой и умственной активности каждого ребенка на всех этапах занятия;
сочетание фронтального характера и индивидуального подхода на занятии
воспитательный характер занятия;
необходимость закрепления знаний, умений и навыков на других занятиях;
правильная организация занятия;
целесообразная структура занятия, правильное распределение методов и приемов обучения;
оптимальная интенсивность нагрузок;
эмоциональный характер;
закрепление пройденного материала на других занятиях и в других видах деятельности.
Необходимо помнить также и об общих принципах построения занятия с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста:

частая смена видов деятельности;
целесообразное сочетание деятельности за столом и подвижных видов деятельности на занятии;
игровая форма занятия;
повторяемость материала;
обеспечение переноса усвоенного способа действия.
Осуществляемое обучение, имеющее ярко выраженную коррекционную направленность, учитывающее особенности аномального психического развития детей с умственной отсталостью и наличие у них потенциальных возможностей, оказывает огромное положительное влияние на формирование всех сторон личности и, в частности, на развитие речевой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. При этом большое значение имеет дифференцированный подход, умело организованная и дозированная помощь.

Игры и упражнения для развития речи детей с умственной отсталостью

Развитие речи у детей с умственной отсталостью отрабатывается в процессе игр и упражнений. Они помогают развивать речь и моторику ребенка в доступной для него игровой форме, сформировать активный словарный запас, усвоить основные формы построения предложений, развивать связную речь, закрепить знания об окружающей действительности и сделать обучение веселым и интересным занятием.

Игры и упражнения также включают требования к интонационной стороне речи (выразить свою просьбу, благодарность с соответствующей интонацией). Кроме того, дети учатся вести диалог, внимательно слушать своих сверстников, смело и громко произносить слова при всех. В игре речь является средством доброжелательного, вежливого общения детей с речевым недоразвитием друг с другом [9].

Пальчиковые игры и речь с движением: Развитие мелкой моторики способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз и снижает психическое напряжение. Такие упражнения способствуют развитию речи, восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления, положительно влияют на эмоциональное состояние детей. Дети с умственной отсталостью легче запоминают стихи с движениями, потому что в ходе занятий задействуются разные каналы восприятия и ассоциативная память.

Игра «Лабиринт для пальчика»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги.

Описание: нарисовать на листе бумаги дорожку-лабиринт. Предложить ребенку добраться пальчику до «домика», проведя им по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или обклеить ее бумагой различной фактуры.

Игра «Сапожник»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Описание: взрослый имитирует движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат «гвозди», другой — «молоток». Зачитать стихотворение:

Мастер, мастер, помоги —

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди.

Мы пойдем сегодня в гости!

Б. Заходер

Предложить детям повторить движения.

Хороводные игры: Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений. Дети также учатся координировать и соотносить свои движения с движениями других, взрослых и детей.

«Хоровод с куклой»

Цель. Продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Оборудование. Кукла средних размеров.

Ход игры (проводится с подгруппой из 2–3 детей). Взрослый приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Педагог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Взрослый ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию (например, «Веселая дудочка» М. Красева).

Вариант. Игра проводится с мишкой.

Сюжетно-ролевые игры: Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место для коррекции недоразвития речи детей. Она развивает у детей навыки общения друг с другом и их речь. Сюжетно-ролевые игры способствуют и помогают подготовить детей к жизни за пределами детского дома, учат мыслить, расширяют кругозор и отрабатывают навыки социального поведения: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Школа» и т.д.

Игры – драматизации: Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые, игры — драматизации. Подобные игры формируют произвольное запоминание текстов и движений.

В игре – драматизации («Колобок», «Теремок», «Кто сказал «мяу?»») [6] игра присутствует, как свободная деятельность , которая совершается не по принуждению. Дети в такой игре не нацелены на результат, им достаточно того, что они играют. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно и понятно изъясняться. У них улучшается диалогическая речь.

Этапы игры — драматизации включают в себя:

1) знакомство со сказкой ;

2) освоение сказки по эпизодам;

3) проигрывание всей сказки целиком;

4) показ зрителям.

Программная тематика игр и упражнений тесно связана с жизнью и деятельностью детей и хорошо им знакома. Узнаваемость материала способствует активизации речевой деятельности, потребности в своем высказывании у детей с умственной отсталостью. На знакомом бытовом материале у них происходит расширение словаря и развитие речи. Многие слова и понятия переходят из пассивного словаря в активный словарь.

В настоящее время значительно возрос интерес исследователей в области психологии, специальной педагогики к проблемам раннего изучения, диагностики и предупреждения нарушений развития у детей с умственной отсталостью. Этот интерес непосредственно связан с поздним началом речевой деятельности, с различными нарушениями устной и письменной речи, с несформированностью речевых процессов.

Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они крайне разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе и коррекции.

В развитии речи умственно отсталых детей прослеживаются те же основные цели и задачи, которые реализуются в работе со здоровыми детьми. Вместе с тем речевая деятельность дошкольников с нарушением интеллекта характеризуется глубоким своеобразием.

Развитие речи у детей с умственной отсталостью отрабатывается в процессе игр и упражнений. Они помогают развивать речь и моторику ребенка в доступной для него игровой форме, сформировать активный словарный запас, усвоить основные формы построения предложений, развивать связную речь, закрепить знания об окружающей действительности.