Автор: Зайкова Марина Николаевна
Образовательное учреждение: МАДОУ д/с №27
Населенный пункт: г. Калининград
Тема: План-конспект занятия по коррекционной педагогике «Дружба начинается с улыбки»
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
Дата публикации: 26.03.2019
Цель: формирование благоприятного социально-психологического климата в группе, сплочение детского коллектива.
Задачи:
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг”, «дружба” и познакомить ребят с правилами дружеских отношений.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.
Совершенствовать умение участвовать в совместной игре, работать в команде.
Развивать коммуникативные навыки и умения.
Доп. материалы:
— Мягкий улыбающийся мячик,
— Мультимедийное оборудование,
-Презентация «Дружба» (автор Зайкова Марина Николаевна, в презентации использованы элементы/картинки Интернет ресурсов и «Песенка об улыбке» автор текста Пляцковский М., музыка Шаинский В., исполняет детский хор).
Приветствие.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Психолог: Добрый день, ребята! Предлагаю вам поприветствовать друг друга, повернитесь к соседу справа улыбнитесь, назовите его по имени и скажите, что вы рады его видеть.
Затем дети дружно говорят: «Всем, всем добрый день!».
Беседа о дружбе.
Психолог задает вопросы детям, дети отвечают на них. Презентация слайд №1.
Психолог:
Как вы думаете, что такое дружба?
Есть ли у вас друзья?
Зачем нам нужны друзья?
С кем можно дружить?
Каким должен быть настоящий друг?
С какими ребятами хочется дружить, а с какими не хочется?
Психолог:
Дружба — это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся.
Дружба — это улыбки друзей.
Друзья — это люди, с которыми нам интересно играть.
Дружба-это когда, умеешь без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу.
Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить.
Поднимите руки те, у кого есть друзья. (Дети поднимают руки).
А, когда у нас есть друзья – мы радуемся, улыбаемся, а когда нет – грустим, хмуримся. Давайте поиграем в игру «Моё настроение», вставайте, пожалуйста, в круг.
Игра «Моё настроение».
Психолог ладошками закрывает себе лицо, предлагает детям сделать то же самое, потом просит детей открыть лицо и показать:
Какое у вас лицо, когда вы:
— Съели шоколад.
— Попробовали лимон.
— Увидели друга.
— Мама огорчена.
— Друг подарил вам подарок.
— Вас наказали.
— Вы с друзьями играете на прогулке.
— Когда друг вам улыбнулся.
Психолог: Молодцы! Видите, какие счастливые лица были у всех, когда я задавала вопросы про друзей, потому что дружба начинается с улыбки, с хорошего настроения.
Хмурый Мишка.
Психолог: А сейчас ребята я познакомлю вас с Мишкой и показывает слайд №2.
Психолог:
Хмурый Мишка – шалунишка по полю идет,
Никого не замечая, песенку поет.
Он рычит, он ворчит, топает ногами.
Почему наш мишка злой
Мы не знаем сами?
Психолог задаёт детям вопросы:
Ребята, а как вы думаете, почему Мишка хмурый и злой?
Почему с ним никто не хочет дружить?
Как Мишке можно помочь?
Ребята, вы хотите научить Мишку дружить?
Игра «Хорошо — плохо».
Для начала мы поиграем с вами в игру «Хорошо – плохо». Слушаем правила игры. Я буду произносить поступки людей. Если поступок хороший — хлопайте в ладоши, если плохой – топайте.
Психолог называет поступки:
ссориться,
помогать другим,
драться,
мириться,
здороваться при встрече,
хвастаться,
просить прощения,
жадничать,
делиться,
обзываться,
говорить приятные слова,
быть вежливым,
грубить,
уступать.
Правила дружбы.
Психолог: Ребята, мы с вами только что поиграли в игру «Хорошо — плохо». И в игре было ПРАВИЛО: «Если поступок хороший — хлопайте в ладоши, если плохой – топайте». А в дружбе, как и в игре, тоже есть правила. Давайте познакомим Мишку с правилами дружбы. Как нужно правильно дружить?
Дети:…(ответы детей).
Психолог: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры?
Дети: …(ответы детей).
Психолог: Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделить что-то. Я знаю историю, как Мишка с Ежиком поссорились. Ребята, а вы хотите ее услышать?
(Психолог показывает слайд №3 )
Психолог:
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга — Мишка и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул,
Мишка качели к себе потянул.
Мишка: «Я первый! »
Ёжик: «Нет, я! »
Не уступают друг другу друзья.
Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,
Как друг мне совсем не хорош! »
Психолог задает детям вопросы:
Что произошло, что друзья не поделили?
Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?
Ребята, а как вы думаете, ссориться с другом – это хорошо или плохо?
Почему плохо ссориться?
Психолог: Запомни Мишка первое правило дружбы: Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.
Психолог: Как помирить Мишку и Ежика? Как быть, если качели одни, а друзей двое?
Дети:…(ответы детей).
Психолог: Давайте ещё раз я расскажу историю, ну уже с весёлым, добрым концом, когда Мишка и Ёжик договорились.
(Психолог показывает слайд №4)
Психолог:
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик на встречу качелям шагнул,
Мишка качели к себе потянул.
Мишка сказал: «Покачаю тебя,
мы ведь с тобою Ёжик друзья».
Психолог: Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться?
Дети: Уступать, делиться.
Психолог показывает слайд №5: Мишка, запомни второе правило дружбы: Уметь договариваться. Умей уступать.
Ребята, а когда вы уступаете своим друзьям?
Дети: …(ответы детей)
Динамическая пауза «Если есть хороший друг»
Настроение упало, дело валится из рук (дети стоят лицом друг к другу, руки вверх, постепенно опускают руки),
Но еще не все пропало (грозят друг другу пальчиком),
Если есть хороший друг (хлопают в ладоши),
С делом справимся вдвоем (берутся за руки),
С облегчением вздохнем (вздыхают),
Настроение поднимаем (поднимают руки вверх),
И от пыли отряхнем (отряхиваются от пыли, улыбаются друг другу).
Психолог: Ребята, я вам расскажу сейчас другую историю, послушайте внимательно. (Психолог показывает слайд №6)
Нес однажды Зайка ловкий
Корзину полную морковки.
Была корзина не мала,
Очень – очень тяжела.
Ему навстречу Мишка шёл.
Зайка просит: «Помоги, мне корзину донести!».
Мишка ворчит: «Сам неси свою корзину,
Я пошел искать малину».
Психолог: Как – бы в этой ситуации поступил друг?
Дети: Помог бы.
(Психолог показывает слайд №7)
Психолог: Мишка, запомни третье правило дружбы: Помогай другу.
(Психолог показывает слайд №8)
Психолог: Ребята, а вы помогаете своим друзьям? Как помогаете?
(Психолог показывает слайд №9)
Психолог: Вот такие простые правила, Мишенька, соблюдают дети нашей группы, и если ты их запомнишь, то у тебя будет много добрых и верных друзей.
Мишка (озвучивает психолог): Спасибо ребята, что научили меня дружить и рассказали мне о правилах дружбы. Я обязательно подружусь в лесу со всеми зверями.
Психолог: Ребята, давайте еще раз напомним Мишке, как звучат правила дружбы:
Дети:
1. Не ссориться с друзьями, играть дружно.
2. Уметь договариваться, уступать, делиться.
3. Помогать другу.
Психолог: И вы, ребята, никогда не забывайте эти правила! Какие бы еще правила вы сюда добавили, ребята?
Дети: … (ответы детей). Уметь попросить прощения, если был не прав, быть вежливым и т.д.
Игра «Да-да-да, нет-нет-нет».
Психолог: Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «да-да-да» или «нет-нет-нет». Попробуем?
Будем крепко мы дружить?
Да-да-да!
Нашей дружбой дорожить?
Да-да-да!
Мы научимся играть?
Да-да-да!
Другу будем помогать?
Да-да-да!
Друга нужно разозлить?
Нет-нет-нет!
А улыбку подарить?
Да-да-да!
Друга стоит обижать?
Нет-нет-нет!
Ну а споры разрешать?
Да-да-да!
Чай с друзьями будем пить?
Да-да-да!
Будем крепко мы дружить?
Да-да-да!
Зрительная гимнастика для глаз слайд №10.
Психолог: Ребята, посмотрите как красиво на полянке, где гуляли Мишка и Зайка?
Игра « Подари улыбку».
Психолог показывает детям мягкий улыбающийся мячик.
Психолог: Вам нужно по очереди передавать мячик своему соседу со словами: «Мне нравиться с тобой дружить, потому что ты …..( какой?) и называть качество соседа».
Психолог: Молодцы ребята, я узнала, что вы все добрые, вежливые, красивые, веселые. Значит, вы умеете дружить, и в вашей группе живет улыбка.
Ритуал прощания слайд №11.
Ребята дружба начинается с улыбки. Попрощаемся мы сегодня с вами улыбкой. Повернитесь к своему соседу справа и улыбнитесь.