План-конспект занятия по коррекционной педагогике «Дружба начинается с улыбки»

Автор: Зайкова Марина Николаевна

Образовательное учреждение: МАДОУ д/с №27

Населенный пункт: г. Калининград

Тема: План-конспект занятия по коррекционной педагогике «Дружба начинается с улыбки»

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 26.03.2019

Цель: формирование благоприятного социально-психологического климата в группе, сплочение детского коллектива.

Задачи:

Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг”, «дружба” и познакомить ребят с правилами дружеских отношений.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.
Совершенствовать умение участвовать в совместной игре, работать в команде.
Развивать коммуникативные навыки и умения.

Доп. материалы:

— Мягкий улыбающийся мячик,

— Мультимедийное оборудование,

-Презентация «Дружба» (автор Зайкова Марина Николаевна, в презентации использованы элементы/картинки Интернет ресурсов и «Песенка об улыбке» автор текста Пляцковский М., музыка Шаинский В., исполняет детский хор).

Приветствие.
Дети сидят на стульчиках полукругом.

Психолог: Добрый день, ребята! Предлагаю вам поприветствовать друг друга, повернитесь к соседу справа улыбнитесь, назовите его по имени и скажите, что вы рады его видеть.

Затем дети дружно говорят: «Всем, всем добрый день!».

Беседа о дружбе.
Психолог задает вопросы детям, дети отвечают на них. Презентация слайд №1.

Психолог:

Как вы думаете, что такое дружба?
Есть ли у вас друзья?
Зачем нам нужны друзья?
С кем можно дружить?
Каким должен быть настоящий друг?
С какими ребятами хочется дружить, а с какими не хочется?
Психолог:

Дружба — это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся.

Дружба — это улыбки друзей.

Друзья — это люди, с которыми нам интересно играть.

Дружба-это когда, умеешь без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу.

Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить.

Поднимите руки те, у кого есть друзья. (Дети поднимают руки).

А, когда у нас есть друзья – мы радуемся, улыбаемся, а когда нет – грустим, хмуримся. Давайте поиграем в игру «Моё настроение», вставайте, пожалуйста, в круг.

Игра «Моё настроение».
Психолог ладошками закрывает себе лицо, предлагает детям сделать то же самое, потом просит детей открыть лицо и показать:

Какое у вас лицо, когда вы:

— Съели шоколад.

— Попробовали лимон.

— Увидели друга.

— Мама огорчена.

— Друг подарил вам подарок.

— Вас наказали.

— Вы с друзьями играете на прогулке.

— Когда друг вам улыбнулся.

Психолог: Молодцы! Видите, какие счастливые лица были у всех, когда я задавала вопросы про друзей, потому что дружба начинается с улыбки, с хорошего настроения.

Хмурый Мишка.
Психолог: А сейчас ребята я познакомлю вас с Мишкой и показывает слайд №2.

Психолог:

Хмурый Мишка – шалунишка по полю идет,

Никого не замечая, песенку поет.

Он рычит, он ворчит, топает ногами.

Почему наш мишка злой

Мы не знаем сами?

Психолог задаёт детям вопросы:

Ребята, а как вы думаете, почему Мишка хмурый и злой?
Почему с ним никто не хочет дружить?
Как Мишке можно помочь?
Ребята, вы хотите научить Мишку дружить?

Игра «Хорошо — плохо».
Для начала мы поиграем с вами в игру «Хорошо – плохо». Слушаем правила игры. Я буду произносить поступки людей. Если поступок хороший — хлопайте в ладоши, если плохой – топайте.

Психолог называет поступки:

ссориться,
помогать другим,
драться,
мириться,
здороваться при встрече,
хвастаться,
просить прощения,
жадничать,
делиться,
обзываться,
говорить приятные слова,
быть вежливым,
грубить,
уступать.

Правила дружбы.
Психолог: Ребята, мы с вами только что поиграли в игру «Хорошо — плохо». И в игре было ПРАВИЛО: «Если поступок хороший — хлопайте в ладоши, если плохой – топайте». А в дружбе, как и в игре, тоже есть правила. Давайте познакомим Мишку с правилами дружбы. Как нужно правильно дружить?

Дети:…(ответы детей).

Психолог: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры?

Дети: …(ответы детей).

Психолог: Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделить что-то. Я знаю историю, как Мишка с Ежиком поссорились. Ребята, а вы хотите ее услышать?

(Психолог показывает слайд №3 )

Психолог:

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга — Мишка и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул,

Мишка качели к себе потянул.

Мишка: «Я первый! »

Ёжик: «Нет, я! »

Не уступают друг другу друзья.

Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,

Как друг мне совсем не хорош! »

Психолог задает детям вопросы:

Что произошло, что друзья не поделили?
Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?
Ребята, а как вы думаете, ссориться с другом – это хорошо или плохо?
Почему плохо ссориться?

Психолог: Запомни Мишка первое правило дружбы: Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

Психолог: Как помирить Мишку и Ежика? Как быть, если качели одни, а друзей двое?

Дети:…(ответы детей).

Психолог: Давайте ещё раз я расскажу историю, ну уже с весёлым, добрым концом, когда Мишка и Ёжик договорились.

(Психолог показывает слайд №4)

Психолог:

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Мишка и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик на встречу качелям шагнул,

Мишка качели к себе потянул.

Мишка сказал: «Покачаю тебя,

мы ведь с тобою Ёжик друзья».

Психолог: Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться?

Дети: Уступать, делиться.

Психолог показывает слайд №5: Мишка, запомни второе правило дружбы: Уметь договариваться. Умей уступать.

Ребята, а когда вы уступаете своим друзьям?

Дети: …(ответы детей)

Динамическая пауза «Если есть хороший друг»

Настроение упало, дело валится из рук (дети стоят лицом друг к другу, руки вверх, постепенно опускают руки),

Но еще не все пропало (грозят друг другу пальчиком),

Если есть хороший друг (хлопают в ладоши),

С делом справимся вдвоем (берутся за руки),

С облегчением вздохнем (вздыхают),

Настроение поднимаем (поднимают руки вверх),

И от пыли отряхнем (отряхиваются от пыли, улыбаются друг другу).

Психолог: Ребята, я вам расскажу сейчас другую историю, послушайте внимательно. (Психолог показывает слайд №6)

Нес однажды Зайка ловкий

Корзину полную морковки.

Была корзина не мала,

Очень – очень тяжела.

Ему навстречу Мишка шёл.

Зайка просит: «Помоги, мне корзину донести!».

Мишка ворчит: «Сам неси свою корзину,

Я пошел искать малину».

Психолог: Как – бы в этой ситуации поступил друг?

Дети: Помог бы.

(Психолог показывает слайд №7)

Психолог: Мишка, запомни третье правило дружбы: Помогай другу.

(Психолог показывает слайд №8)

Психолог: Ребята, а вы помогаете своим друзьям? Как помогаете?

(Психолог показывает слайд №9)

Психолог: Вот такие простые правила, Мишенька, соблюдают дети нашей группы, и если ты их запомнишь, то у тебя будет много добрых и верных друзей.

Мишка (озвучивает психолог): Спасибо ребята, что научили меня дружить и рассказали мне о правилах дружбы. Я обязательно подружусь в лесу со всеми зверями.

Психолог: Ребята, давайте еще раз напомним Мишке, как звучат правила дружбы:

Дети:

1. Не ссориться с друзьями, играть дружно.

2. Уметь договариваться, уступать, делиться.

3. Помогать другу.

Психолог: И вы, ребята, никогда не забывайте эти правила! Какие бы еще правила вы сюда добавили, ребята?

Дети: … (ответы детей). Уметь попросить прощения, если был не прав, быть вежливым и т.д.

Игра «Да-да-да, нет-нет-нет».
Психолог: Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «да-да-да» или «нет-нет-нет». Попробуем?

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да!

Нашей дружбой дорожить?

Да-да-да!

Мы научимся играть?

Да-да-да!

Другу будем помогать?

Да-да-да!

Друга нужно разозлить?

Нет-нет-нет!

А улыбку подарить?

Да-да-да!

Друга стоит обижать?

Нет-нет-нет!

Ну а споры разрешать?

Да-да-да!

Чай с друзьями будем пить?

Да-да-да!

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да!

Зрительная гимнастика для глаз слайд №10.
Психолог: Ребята, посмотрите как красиво на полянке, где гуляли Мишка и Зайка?

Игра « Подари улыбку».
Психолог показывает детям мягкий улыбающийся мячик.

Психолог: Вам нужно по очереди передавать мячик своему соседу со словами: «Мне нравиться с тобой дружить, потому что ты …..( какой?) и называть качество соседа».

Психолог: Молодцы ребята, я узнала, что вы все добрые, вежливые, красивые, веселые. Значит, вы умеете дружить, и в вашей группе живет улыбка.

Ритуал прощания слайд №11.
Ребята дружба начинается с улыбки. Попрощаемся мы сегодня с вами улыбкой. Повернитесь к своему соседу справа и улыбнитесь.