Автор: Зырянова Ольга Петровна
Образовательное учреждение: МБОУ Школа — интернат ООО РБ
Населенный пункт: г. Белебей, Республика Башкортостан
Тема: Постановка звука Ш.
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
Цель: правильное произношение звука Ш.
Задачи:
— закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш,
— закрепить правильное выполнение артикуляцилнных упражнений,
— учиться определять наличие звука в ряду других звуков, слогах, словах,
— учиться определять место звука в слове (в начале и в конце слова),
— развивать фонематический слух,
— развивать силу и направленность ротового выдоха,
— развивать слуховое внимание,
— воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Ход занятия
Организационный момент.
Сегодня к нам на занятие пришли гости. Настя, давай поздороваемся с гостями. «Здравствуйте, гости дорогие!»
Объявление темы занятия.
А еще к нам на занятие пришла Змейка. Змейка прекрасно умеет шипеть: «Ш…Ш…Ш…» Сегодня она решила научить тебя правильно произносить свой любимый звук.
Развитие фонематического слуха.
Но сначала нам нужно подготовить свои ушки, чтобы они чутко слышали и различали звуки (работа на компьютере). Щелкни самолёт, из него вылетит шарик, поймай этот шарик мышью, если услышишь, как шипит змея.
Артикуляционная гимнастика.
А теперь нам нужно потренировать язычок, чтобы он правильно произносил звуки.
Специальные артикуляционные движения. Выполняем упражнения «Лягушка – хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язык», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Бублик», «Маляр», «Качели», «Грибок».
Упражнение на развитие силы и направленности воздушной струи. Выполняем упражнения «Фокус», «Сдуй листик», «Погреем ручки».
Пальчиковая гимнастика (с су – джок мячиком).
Гладь мои ладошки ёж.
Ты колючий, ну и что же?
Я хочу тебя погладить.
Я хочу с тобой поладить.
Постановка звука.
А теперь Змейка просит тебя сделать «Чашечку», затем убрать «Чашечку» за верхние зубы, округлить губы, подуть тёплым ветерком / длительно произнести звук С. Я буду придерживать язычок шпателем. Молодец! У тебя получился звук Ш. Посмотри каким символом мы будем обозначать звук Ш (символ звука Ш).
Анализ артикуляции звука по плану.
Давай посмотрим на схему и скажем, где находится язычок (за верхними зубами в форме «Чашечки»). Губы округлены как в упражнении «Бублик», зубы сближены, голоса нет, воздушная струя тёплая. Это звук согласный (т.к. имеет преграду зубы, язык), глухой (горлышко не работает), всегда твёрдый. Обозначается буквой Ш (показ буквы Ш).
Закрепление изолированного звука (индивидуальное проговаривание, игры на звукоподрожание).
Игра «Шарик».
Надуваем быстрго шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел,
Стал он тонкий и худой.
Игра «Помоги Змейке добраться до домика».
Помоги змейке добраться до своего домика. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ш-Ш-Ш… (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку.)
Игра «Сердитый гусь»
Шипит сердитый гусь: Ш…Ш…Ш…
Его я вовсе не боюсь.
Развитие звукового анализа.
Змейка приготовила нам ещё одну игру, она называется «Собери корзину». Сложи картинки в которых есть звук Ш в корзину. Определи где находится звук Ш (в начале или в конце).
Итог занятия. Рефлексия.
Нам пора прощаться со Змейкой и заканчивать наше занятие. Какой звук ты научилась произносить? Давай ещё раз посмотрим, как это у тебя получается. Тебе понравилось занятие? Чему ты научилась на занятии? Что понравилось?