Автор: Читоркина Лариса Николаевна
Образовательное учреждение: МБ ДОУ «Детский сад № 251»
Населенный пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Тема: Развитие интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями.
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
Речь – одно из важнейших свойств человека, основное средство общения между людьми и выражения мыслей. Раннее освоение речи обеспечивает легкое и полное усвоение знаний.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.
С.Л. Рубенштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривает как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного речевого развития.
Формирование интонационной выразительности у детей — это сложный процесс, в котором ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной речью.
В дошкольном возрасте дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается при нарушении у детей развития интонационной выразительности речи. По мнению В.И. Селиверстова, «отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребёнка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной».
Недостаточная сформированность интонационной стороны речи дошкольников приводит к возникновению трудностей в организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого взаимодействия, ограничение коммуникативного потенциала. Это обуславливает целесообразность мероприятий по развитию интонационной выразительности речи в комплексе мероприятий по коррекции нарушений плавности речи.
Навыки модулирования голоса понадобятся детям во время чтения, пересказа произведения, в котором, наряду с повествовательными предложениями встречаются также вопросительные и восклицательные. Именно этот навык поможет сделать речь эмоционально богатой, выразительной, содержательной, что, несомненно, является залогом успешного обучения детей в школе.
Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая настроение (грусть, тревогу, радость…).
Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего возраста с ОНР может влиять на качество передаваемой информации, тем самым создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей. Интонационной выразительностью речи в норме овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми.
Результаты обследования интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР показали, что дети испытывают трудности:
в умении говорить шепотом;
переключаться на ту или иную высоту (выше, ниже, громче, тише);
выделять голосом нужное слово, повышать или понижать тон голоса;
в восприятии и воспроизведении эмоциональных значений;
У детей с речевой патологией отмечаются:
нарушение тембра (глухой, дрожащий, резкий, напряженный)
нарушение мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний.
Для развития интонационной выразительности речи необходима специальная коррекционная работа, которая проводится по трём направлениям:
Развитие просодических компонентов речи:
речевое дыхание,
сила, высота и тембр голоса,
ритм речи,
темп речи,
логическое ударение.
Формирование навыка восприятия и воспроизведения основных типов интонации: утвердительной, вопросительной и восклицательной.
Развитие выразительности мимики, жестов, движений.
Игры и игровые упражнения,
направленные на формирование интонационной выразительности речи
у дошкольников с речевыми нарушениями
«Девочка в лесу».
Взрослый читает:
Громко я в лесу кричала, — ТРИ! – громко, коротко на выдохе.
Гулко эхо отвечало. Старый дуб совсем засох.
Скоро будут холода? И вздохнуло эхо…
Отвечало эхо… — ОХ! – громко, коротко на выдохе.
— ДА! – громко, долго на выдохе. Ну, прощай, иду домой!
Сколько ёлочек, смотри! Огорчилось эхо…
Отвечает эхо… — ОЙ! – громко, протяжно на выдохе.
«Шаловливый ветерок»
Взрослый: Шаловливый ветерок
Зацепился за кусток, Дети:
Пошуршал листвой немножко, Ш-ш-ш-ш-ш (долго и тихо на выдохе)
Покружился у окошка, У-у-у-у (долго и громко)
Возле дома посвистел С-с-с-с (долго и тихо)
В лес осенний улетел. Ау! (долго и громко)
«Пылесос»
Взрослый: Пылесос, пылесос,
Ты куда суёшь свой нос?
— Жу-жу-жу! жу-жу-жу!
Я порядок навожу!
Далее дети делают глубокий вдох носом (плечи не поднимать, щёки не надувать) и на выдохе произносят: Ж-ж-ж-ж!
Игра «Эхо»
В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.
Игра «Поезд»
Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.
Поезд мчится во весь дух:
— Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз:
«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).
«Пчёлы и мёд»
Оборудование: картинки с изображением пчёл разной величины.
Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы.
(Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо).
«Мыльные пузыри»
Оборудование: картинки с изображением пузырей разной величины.
Маша любит надувать мыльные пузыри. Но пузыри лопаются. Посмотри на картинки и покажи, как лопаются мыльные пузыри.
(Большой пузырь — громкий хлопок, маленький — тихий).
«Дождик»
Взрослый читает стихотворение, ребёнок хлопает в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова: КАП-КАП-КАП.
Фраза произносится несколько раз в разном темпе — быстром, медленном, нормальном.
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва:
КАП-КАП-КАП
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять:
КАП-КАП-КАП
Зонтик поскорей раскроем
От дождя себя укроем
КАП-КАП-КАП
«Кто в каком домике живёт?»
Взрослый предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик — гнездо?» и т. д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.
«Барышня»
Цель: формировать умение делать ударение на заданном слове во фразе. Обратить внимание ребёнка на то, как меняется основная высказываемая мысль.
Взрослый произносит предложение:
Я очень милая барышня.
Далее ребёнку предлагается повторить это предложение (можно перед зеркалом) 4 раза, каждый раз выделяя голосом (произносить громче остальных слов) поочерёдно все слова в предложении.
Я очень милая барышня.
Я очень милая барышня.
Я очень милая барышня.
Я очень милая барышня.
То же самое можно сделать и с другими фразами:
Девочка играет в саду с куклой.
Шуба висела на вешалке.
Мальчик прочитал интересную книгу.
Дедушка купил Ване машинку.
Огромным стимулом для развития и совершенствования выразительной речи является театральная деятельность. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это безусловно влияет на развитие сферы чувств ребенка. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые раньше он не замечал, передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняя роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие коррекционно-педагогические задачи, касающиеся формирования образной выразительной речи дошкольника.