Развитие эмоциональной сферы у дошкольников.

Автор: Львова Юлия Николаевна

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад №58 Петроградского района СПб

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Развитие эмоциональной сферы у дошкольников.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 01.04.2019

Эмоции – часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Поэтому многие психологи (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, К.Э.Изард, Н.Я.Семаго и др.) утверждают, что формирование эмоций человека – важнейшее условие развитие его как личности.

Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение.

В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Вместе с возрастающим уровнем развития познавательной сферы у детей наблюдается снижение уровня развития эмоциональной сферы. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается — ее необходимо формировать. Л.С.Выготский писал о феномене «засушенное сердце», возникновению которого способствует недостаточное развитие эмоциональной сферы.

В отношении к дошкольному периоду, эмоциональная составляющая выступает доминантной и определяющей, так как именно в дошкольном возрасте ребенок живет в «мире эмоций», его эмоциональная сфера пластична и легко поддается коррекции. Актуальность темы определяется широкой распространенностью эмоциональных комплексов среди дошкольников, которые являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств у детей.

Но в настоящее время, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не могут правильно оценить эмоциональное состояние своего сверстника, испытывают трудности и в выражении своего собственного эмоционального состояния, между детьми часто возникают конфликты, которые они не умеют разрешить, присутствует и агрессивность в их поведении.

Учеными установлено, что дети, которые испытывают проблемы в выражении эмоций, зачастую очень подавлены в себе, а также ощущают безысходность. Такая ситуация объясняется тем, что для них трудно понять все происходящее при общении с людьми. Даже будучи хорошо развитым, ребенок находится в социальной отстраненности от окружения.

Иногда сами родители не совсем владеют вопросами, касающимися сферы эмоций, и не могут оказать необходимую поддержку своему ребенку. А бывает, что ребенка учат сдерживанию чувств. Ему говорят: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты же девочка!», «Ты что, трусишь?». И как следствие, ребенок прячет свои страх, слезы и обиды, потому что эти чувства не приветствуются взрослыми. В дальнейшем подавление собственных эмоций может явиться причиной возникновения неврозов и различных расстройств, которых в настоящее время становится все больше. У дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. Считается, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать.

Также тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. Однако, А.И.Захаров считает, что у дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе.

Поэтому, формирование положительных эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы детей должны рассматриваться в качестве одной из основных задач воспитания. Ведь дошкольное детство является важным этапом в жизни ребенка: без всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь может быть ущербной.

Работу по развитию мира эмоций нужно начинать со знакомства детей со своеобразным эмоциональным букварем, т.к. рассказать другим о чувствах, сделать их понятными можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации. Нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других.

При работе над развитием эмоциональной сферы необходимо ставить следующие задачи.

Средняя группа:

1. Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес, спокойствие.

2. Учить различать эмоции по схематическим изображениям.

3.Учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства: мимику, жесты, интонации.

В ходе занятий расширяется спектр основных эмоций, обогащается соответствующий словарный запас детей.

Старшая группа:

1. Продолжать знакомство детей с эмоциями.

2. Расширять представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать.

3. Учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.

4. Учить контролировать свои эмоции.

Дети учатся понимать по внешним проявлениям, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек, анализировать эти чувства, учатся не только понимать настроение другого, но и принимать его позицию.

Подготовительная группа:

1. Закреплять у детей полученные знания об эмоциях.

2. Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

У детей приобретаются навыки взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях. Дети учатся анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать.

Перед началом занятий рекомендуется провести предварительную диагностику развития эмоциональной сферы у детей. Для этого нами используется проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики». Данный тест разработан на основе авторской модели структуры личности и факте предпочтения эмоций как потребности (автор — О.А.Орехова). Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент. После проведения данного теста мы видим всю систему личностных отношений ребенка, его социальных предпочтений и ценностей, варианты личностного развития.

Для выявления внутриличностного конфликта ребенка нами используется модификация восьмицветового теста Люшера, а также «Цветовой тест отношений» для выявления ситуаций, вызывающих у ребенка чувство тревоги.

С детьми, у которых, по результатам диагностики, отмечается повышенный уровень тревожности, агрессивности и т.д. проводятся не только групповые, но и индивидуальные занятия по коррекции эмоциональной сферы. Используются методы арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии и т.д.

Занятия по развитию эмоциональной сферы проводятся с детьми, начиная со средней группы — 1-2 раза в неделю по 25-30 минут. В работе используются этюды (мимические и пантомимические), элементы изобразительной деятельности, музыкальное сопровождение, сюжетно-ролевые игры в сочетании с песочной терапией. Каждое занятие начинается приветствием, а заканчивается традиционным прощанием. В конце года проводится повторная диагностика по методике О.А.Ореховой «Домики».