Развитие приёмов самоконтроля у детей на логопедических занятиях.

Автор: Куканова Марина Анатольевна

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №225»

Населенный пункт: г. Заречный, Пензенская область

Тема: Развитие приёмов самоконтроля у детей дошкольного и младшего школьного возраста на логопедических занятиях.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр с правилами», а умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы — важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.

Для развития самоконтроля у детей дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать систему предварительных упражнений, способствующих развитию сукцессивных функций, развивающих межполушарное взаимодействие и создающих предпосылки для формирования операций контроля (операции различения, запоминания и воспроизведения временных и пространственных последовательностей, действий, символов, звуковых ритмов, изображений в определённой последовательности).

Игры и упражнения, способствующие развитию сукцессивных функций:

1. Игра «Сделай так же». Детям предлагается посмотреть на образец (фигуры, символы, буквы), запомнить его, затем то, что запомнили: нарисовать пальцем на парте или в воздухе, рассказать, сделать также.

2. Упражнения для развития навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей: срисовывание серии полукругов и линий; нахождение фигуры среди других; разнообразные узоры из геометрических фигур.

3. Упражнения для развития навыков анализа и воспроизведения временных последовательностей.

Успешность ребёнка в той или иной деятельности во многом зависит от уровня развития внимания ребенка и от темпа его деятельности. Систематическая тренировка основных свойств внимания в процессе коррекционной работы значительно повышает уровень успеваемости детей, получающих логопедическую помощь. Дети учатся быстро включаться в коллективную работу, своевременно переключать свое внимание на новые действия, регулировать темп своей деятельности относительно темпа всей группы. Для решения этой задачи рекомендуется использовать следующие упражнения:

1.Ритмический диктант. Детям предлагается графически записать серии ритмов, которые отстукивает логопед.

2. «В ритме вальса». Логопед просит детей расслабить кисть руки и работать «с голоса» учителя (не отрывать взгляд от строки, не поднимать голову). Нужно, точно подчиняя движения руки командам логопеда, безотрывно писать заданный графический элемент. При этом логопед диктует: «Раз-два-три, раз-два-три…», замедляя или ускоряя темп.

3. Игра «Сохрани слово в секрете». Цель игры: научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его. Например, детям даётся установка: «Я буду называть вам разные слова, а вы будете их четко за мной повторять. Но помните об одном условии: слова со звуком «с»- это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с таким словом, вы должны молча хлопнуть один раз в ладоши.

Когда дети научатся хорошо и постоянно удерживать правило, следует переходить к игре с одновременным использованием двух правил.

Игровые упражнения, направленные на развитие самоконтроля у детей при обучении грамоте.

1. «Помоги пчёлке собрать урожай». Детям предлагается следить за командами логопеда и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, в конце путешествия пчелы получается слово.

2. «Как сказать слово, не произнося ни звука». Детям предлагается сокращенный алфавит. Под каждой из букв написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.

3. Выбор букв, слогов, слов, написанных до черты.

4. «Собери слова из звуков». Логопед называет слова, дети выделяют из каждого слова, например, первый звук, и заносят его в транскрипционные скобки. По завершении работы из выделенных звуков составляют слово.

5. Выполнение действий с буквами и слогами.

6. «Спиши без ошибок». Детям предлагается списать набор букв.

7. «Синхронный счет». Здесь нужно подсчитать количество изображений двух видов, не обращая внимания на остальные изображения.

9. «Найди букву (слово)». Детям при чтении или просматривании текста нужно вычеркивать заданную букву (заданное слово).

Особо следует остановиться, на проблеме автоматизации звуков, введения поставленных звуков в самостоятельную речь.

В силу того, что вновь выработанные нервные связи ещё слабы, ребёнок пользуется приобретённым звуком крайне нерегулярно. Поэтому необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью. Процесс нормализации речи возможен при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и к своей собственной.

Приемы, способствующие формированию самоконтроля за звукопроизношением у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В процессе постановки звуков есть смысл использовать схемы, модели артикуляций звуков. Это поможет не только сформировать правильную артикуляцию и произношение звука, но и познакомить ребенка со способами контроля за произношением звука.

В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие навыков самоконтроля можно использовать кинезиологический подход. Учеными и практиками выявлено, что использование кинезиологических упражнений позволяет расширить границы возможностей мозга, улучшить память, внимание, мышление, а главное — повысить способность к произвольному самоконтролю. Это является необходимым условием успешного обучения в школе.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения хорошо выполнять сопряжено с движениями рук. При этом движения кистей рук могут дублировать движения языка или быть направлены в противоположную сторону. Так, в упражнении «Часики» сначала выполняется движение: язык вправо и руки вправо, язык влево и руки влево. Когда движение будет освоено, вводится усложнение: язык вправо, а руки влево, язык влево, а руки вправо. В упражнении «Качели» — сначала язык вверх и руки вверх, затем с усложнением — язык вверх, а руки вниз.

На материале слогов можно использовать разнообразные приемы. Например, произносить слоги и одновременно выполнять несложные движения пальцами рук, такие как, «Кулак-ребро-ладонь», «Пальчик прыгает через шнурок», «Колечки», «Игра на пианино», «Лезгинка».

Обучение контролю над речью происходит постепенно. Прежде чем начать формировать умение контролировать свою речь, нужно научить ребенка контролировать чужую речь. Здесь можно использовать следующие игровые приемы:

1. Формирование у ребенка «детектора ошибок». Ребенку предлагается для анализа заведомо неправильная, ошибочная ситуация, которую он должен исправить.

2. Прием регуляции громкости голоса. Ребенку предлагается произнести цепочку из слогов, слов или назвать ряд картинок: 1- «тихо», 2- «громко», 3- «тихо» и т.д. Таким же образом можно рассказывать чистоговорки, стихи, считалочки на отрабатываемые звуки.

3. Условные сигналы для ответа. При произнесении определенного речевого материала ребёнку нужно выделить изучаемый звук голосом, «нажать» на звук, показать рукой положение языка, «сжать кулачки» или хлопнуть в ладоши, т. д.

Практика показывает, что использование выше перечисленных приемов способствует формированию ответственности за свои действия, а в конечном счете – у дошкольников и младших школьников сформируется привычка самоконтроля.