Система логопедической работы при нарушении звукопроизношения.

Автор: Яковлева Ирина Кимовна

Образовательное учреждение: школа №329

Населенный пункт: г. Москва

Тема: Система логопедической работы при нарушении звукопроизношения у дошкольников.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Система логопедической работы при нарушении звукопроизношения включает в себя пять этапов:

Подготовительный
Постановка звука
Автоматизация звука
Дифференциация звуков (с близкими звуками по акустическим и артикуляционным признакам)
Введение звука в речь

Подготовительный этап

Задача подготовительного этапа: подготовить артикуляционный аппарат ребёнка и научить различать на слух этот звук.

Направления подготовительного этапа

Упражнения для развития фонематического слуха. Цель этих упражнений — научить ребенка выделять коррегируемый звук на слух, узнавать его в словах.
Упражнения для подготовки артикуляционного уклада данного звука и дыхательные упражнения для выработки правильной воздушной струи.

Постановка звука

Это создание нового условного рефлекса установление новых элементарных, нервных связей.

На данном этапе подготовленные отдельные артикуляционные движения соединяются в единый артикуляционный уклад, необходимый для правильного произнесения исправленного звука.

Способы постановки звука

В некоторых случаях можно вызвать данный звук. Для вызывания звука при воспроизведении правильного уклада включается голосо – выдыхательная струя.
Постановка звука по подражанию. Ребенок сидит перед зеркалом, мы показывает ему правильную артикуляцию.
С механической помощью, то есть с использованием логопедических зондов, шпателя, чайной ложки, зубной щетки, собственного пальца.
Смешанный способ (по подражанию и с механической помощью)
Обходной способ (ставим нужный звук опираясь на правильный звук.

Автоматизация

Только получив правильное изолированное произнесение звука, можно переходить к автоматизации.

Включаем исправленный звук в стереотип слогов, слов и их сочетаний.

С точки зрения высшей нервной деятельности – это закрепление новой нервной связи и доведение его до полного автоматизма.

Автоматизация в прямых слогах и словах с прямыми слогами.
Автоматизация в обратных слогах и в словах с обратными слогами.
Автоматизация между гласными
Автоматизация в сочетаниях с различными согласными.
Автоматизация во фразах и словосочетаниях.
Автоматизация в связных текстах (стихах, рассказах, скороговорках).

Дифференциация

Сопоставление исправленного звука с другими, акустически или артикуляционно близкими. Этап дифференциации необходим для предупреждения возможного смешивания звуков.

Для выработки точной дифференциации существуют специальные упражнения на противопоставление близких звуков.

В слогах
В словах
В словосочетания, во фразах

Введение звука в речь

Задача данного этапа: добиться правильного употребления звука в спонтанной речи. Развивать самоконтроль.

Виды работы: составление рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине; речевые игры.