Автор: Яковлева Ирина Кимовна
Образовательное учреждение: школа №329
Населенный пункт: г. Москва
Тема: Система логопедической работы при нарушении звукопроизношения у дошкольников.
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
Система логопедической работы при нарушении звукопроизношения включает в себя пять этапов:
Подготовительный
Постановка звука
Автоматизация звука
Дифференциация звуков (с близкими звуками по акустическим и артикуляционным признакам)
Введение звука в речь
Подготовительный этап
Задача подготовительного этапа: подготовить артикуляционный аппарат ребёнка и научить различать на слух этот звук.
Направления подготовительного этапа
Упражнения для развития фонематического слуха. Цель этих упражнений — научить ребенка выделять коррегируемый звук на слух, узнавать его в словах.
Упражнения для подготовки артикуляционного уклада данного звука и дыхательные упражнения для выработки правильной воздушной струи.
Постановка звука
Это создание нового условного рефлекса установление новых элементарных, нервных связей.
На данном этапе подготовленные отдельные артикуляционные движения соединяются в единый артикуляционный уклад, необходимый для правильного произнесения исправленного звука.
Способы постановки звука
В некоторых случаях можно вызвать данный звук. Для вызывания звука при воспроизведении правильного уклада включается голосо – выдыхательная струя.
Постановка звука по подражанию. Ребенок сидит перед зеркалом, мы показывает ему правильную артикуляцию.
С механической помощью, то есть с использованием логопедических зондов, шпателя, чайной ложки, зубной щетки, собственного пальца.
Смешанный способ (по подражанию и с механической помощью)
Обходной способ (ставим нужный звук опираясь на правильный звук.
Автоматизация
Только получив правильное изолированное произнесение звука, можно переходить к автоматизации.
Включаем исправленный звук в стереотип слогов, слов и их сочетаний.
С точки зрения высшей нервной деятельности – это закрепление новой нервной связи и доведение его до полного автоматизма.
Автоматизация в прямых слогах и словах с прямыми слогами.
Автоматизация в обратных слогах и в словах с обратными слогами.
Автоматизация между гласными
Автоматизация в сочетаниях с различными согласными.
Автоматизация во фразах и словосочетаниях.
Автоматизация в связных текстах (стихах, рассказах, скороговорках).
Дифференциация
Сопоставление исправленного звука с другими, акустически или артикуляционно близкими. Этап дифференциации необходим для предупреждения возможного смешивания звуков.
Для выработки точной дифференциации существуют специальные упражнения на противопоставление близких звуков.
В слогах
В словах
В словосочетания, во фразах
Введение звука в речь
Задача данного этапа: добиться правильного употребления звука в спонтанной речи. Развивать самоконтроль.
Виды работы: составление рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине; речевые игры.