Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ОВЗ.

Автор: Дыдыкина Ирина Васильевна

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад №121

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ОВЗ (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

В последнее время в российских образовательных учреждениях становятся значимыми принципы инклюзивного образования. Инклюзивное образование нацелено в первую очередь на активную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение полноценной социальной жизни, а также формирование у здоровых детей терпимого отношения к своим «особым» сверстникам.

С каждым годом в детских садах увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями здоровья.

Для нормально развивающегося ребенка детский сад – место для совместных с друзьями игр, общения, занятий по интересам, другое дело ребенок с ОВЗ.

Для таких детей детский сад становится местом, где они могут адаптироваться, приспосабливаться к жизни и полноценно развивaться. Это происходит за счет специально разработанной коррекционно-развивающей программы в ДОУ. Реализация такой программы обеспечивает развитие и социaлизацию ребенка с ОВЗ с учетом его индивидуальных особенностей.

В настоящее время тема инклюзивного образовании в России является актуальной. Инклюзивное (франц. inclusif включающий в себя, от лат. include заключаю,

включаю) или включенное образование- термин, используемый для

описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждениях.

В основу инклюзивного образования положены принципы, которые обеспечивают равное отношение ко всем людям, но создают особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте

реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чтоне могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на

рубеже 1980-1990 гг.

В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной

педагогики и родительской общественнойорганизации появилась школа

инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).

С 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155).

ФГОС говорит о том, что стартовые возможности всех воспитанников дошкольных обрaзоватeльных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в первый класс школ, должны быть выравнены.

Основные аспекты ФГОС предназначены обеспечить возможность включения детей с ОВЗ в жизнь дошкольного учреждении и их инклюзивное обучение. В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на устранение недостатков в развитии детей с ОВЗ и оказание им необходимой помощи в освоении основной образовательной программы.

Инклюзия помогает формировать у здоровых детей терпимость к психическим или физическим недостаткам своих сверстников, стремление к сотрудничеству, развивает потребность к взаимопомощи, чувство принятия окружающих людей такими, какие они есть.

В свою очередь, у детей с особыми образовательными потребностями инклюзия способствует формированию адекватного поведения в социуме, выработке положительного отношения к другим детям и максимально глубокому развитию и обучению.

Инклюзивное обучение предполагает равный доступ к получению образования и создание специальных условий для достижения максимального результата в обучении всеми детьми.

Реализация инклюзивного образования в ДОУ требует гибкого подхода для каждого воспитанника с ОВЗ, так как не все дети с особыми образовательными потребностями, могут успешно адаптироваться среди здоровых сверстников.

Рекомендации для коррекционной работы с каждым конкретным ребенком должны давать специалисты ЦПМПК в своём заключении.

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» обучение и развитие детей с ОВЗ должно проходить по адаптированным рабочим программам.

Для каждого воспитанника с ОВЗ в ДОУ разрабатывается специальная индивидуальная программа развития – СИПР.

В законе «Об образовании в Российской Федерации»в ст.79 п.3 сказано, что

«Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья..»

Для достижения наилучших результатов в освоении ребенком с ОВЗ специальной индивидуальной программы развития все специалисты психолого-педагогического сопровождения выстраивают свою коррекционно-образовательную работу с воспитанником в едином тематическом планировании.

К специалистам, организующим коррекционно-образовательную работу с в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ относятся:

Педагог – это основной участник образовательного процесса. Именно педагог реализует процессы инклюзии ребенка с ОВЗ среди здоровых детей, создает необходимые условия для успешной интеграции воспитанников с особыми образовательными потребностями в социальную среду и образовательное пространство.

Педагог-психолог – специалист, оказывающую психологическую поддержку всем участникам образовательного процесса (воспитанникам, их родителям и педагогам), Педагог-психолог проводит психологические диагностики, проводит коррекционную работу, в ходе которой происходит изменения особенностей поведения, эмоциональной сферы и развитие всех психических процессов ребенка с ОВЗ.

Учитель-дефектолог — специалист, коррекционный педагог, обеспечивающий максимально успешное освоение образовательной программы, занятия с ним способствуют познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, обогащают знания, умения и опыт ребенка с ОВЗ, что повышает возможность его комфортного включения в жизнь общества. Важным направлением работы дефектолога является адаптация содержания общей образовательной программы к возможностям воспитанника с ОВЗ и оказание в этом вопросе методической помощи педагогу.

Наиболее действенные формы организации обучения и воспитания в инклюзивной группе ДОУ дефектолог выбирает во взаимодействии с логопедом и тьютором.

Учитель-логопед – коррекционный педагог, который занимается выявлением, устранением и профилактикой нарушений речевого развития и коммуникации у детей.
Деятельность учителя-логопеда в рамках инклюзивного образования и воспитания в ДОУ имеет особое значение. Она ориентирована не только на преодоление речевых расстройств у детей с ОВЗ, но также на их адаптацию и социализацию среди здоровых и нормально развивающихся сверстников.

Тьютор — специалист, выполняющий роль проводника ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ.

Тьютор сопровождает ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ в течение всего учебного дня. Работа тьютора направлена на оказание помощи не только непосредственно воспитаннику с ОВЗ, но и его родителям, педагогам, т.е всем участникам образовательного процесса такого ребенка.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольное образование, полученное на общих основаниях — это возможность избежать многих трудностей социально-психологического характера, с которым в настоящее время в нашей стране сталкивается большинство детей-инвалидов.

Можно с уверенностью скaзать, что инклюзивное образование увеличивает, расширяет личностные возможности всех детей, помогает формированию таких качеств, как толерантность, гуманность, терпимость к чужому образу жизни, поведению, способствует усвоению всеми участниками образовательного процесса в инклюзивной группе системы нравственных и социальных установок, предполагающих необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, непричинения страданий. готовности к помощи.

Инклюзивное образование в нашей стране является принципиально новой системой, в которой и педагоги , и воспитанники, и родители работают над одной общей целью – сделать качественное образовани доступным и для всех без исключения детей.