Тестопластика и коррекция нарушения речи.

Автор: Федоренко Людмила Прокопьевна

Образовательное учреждение: ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида»

Населенный пункт: г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Тема: Применение тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с ОНР.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Актуальность. Одной из важнейших задач современной логопедии является разработка наиболее эффективных методов преодоления общего недоразвития речи (ОНР, которое характеризуется большой распространенностью, сложностью симптоматики и патогенеза. В структуре этого вида дизонтогенеза, наряду с системным недоразвитием речевой деятельности, выявляется и своеобразие психического развития, специфические черты общей эмоциональной незрелости, задержанное или неравномерное развитие интеллекта, слабая регуляция произвольной деятельности, двигательная.

Таким образом, общее недоразвитие речи является сложным системным нарушением, сочетающим в себе разнообразную речевую и неречевую симптоматику.

В связи с этим преодоление имеющихся у детей с ОНР нарушений речевой и неречевой психической деятельности возможно только при реализации комплексной системы коррекционной работы. Комплексный подход в осуществлении коррекционного воздействия является основополагающим принципом построения программ коррекции общего недоразвития речи.

Современные сложные социально-экономические условия жизни, ухудшающееся состояние экологии и здоровья населения России и в то же время возрастание требований к уровню подготовленности дошкольников к школьному обучению вызывают необходимость изменений в системе образования детей с ОНР. Важным условием реализации этих изменений становится разработка новых педагогических технологий обучения и воспитания, комплексного и дифференцированного подхода к углубленному изучению и коррекции нарушений, социальной адаптации и интеграции данной категории детей, что требует координации деятельности специалистов разных профилей.

Совершенствование коррекционно-развивающего воздействия требует использования таких педагогических технологий, которые должны обеспечить детям гармоничное развитие личности, создание психологической базы для последующего обучения и социальной адаптации.

В настоящее время актуальным является разработка и внедрение в педагогическую практику инновационных технологий тестопластики. Работа с тестом- это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Тестопластика имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционноезначение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются объемные предметы. Для коррекционно-логопедического обучения возможности тестопластики представляют особую важность. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия доказали положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Установлено, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Однако, исследований, изучающих возможности использования тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно. В результате чего, возникает противоречие между необходимостью коррекции речи детей с общим недоразвитием речи при помощи инновационных технологий, и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы применения тестопластики в коррекции речевых нарушений.

Цель: проверить возможности применения тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи: 1) проанализировать теоретико-методические источники по проблеме применения тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи уровня;

2) экспериментальным способом определить роль тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи ;

3) разработать предложения по применению тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи;

Тип проекта: позновательно-игровой, творческий, краткосрочный.

Возраст:

Дети 5-го-6-го года жизни (старшая группа детского сада).

Участники проекта:

Воспитатели;

воспитанники;

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

— знакомство воспитанников с соленым тестом;

— подбор игр для привлечения детей к лепке соленым тестом;

— подбор наглядного материала.

2. Основной этап.

— презентация на тему «Путешествие в страну Соленого теста»;

— разучивание пальчиковых игр;

— разработка занятий по лепке соленым тестом;

— сюжетно-ролевые, дидактические, народные игры;

— обыгрывание сказок при помощи игрушек из соленого теста сделанных руками детей.

3. Заключительный этап.

Выставка работ из соленого теста, сделанная руками детей.

Ожидаемые результаты: 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук и соответственно коррекция речи при применении тестопластики.

2. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

3. Применение готовых пособий из соленого теста в коррекционной работе предполагает множество вариантов их использования. Коррекционная работа может быть направлена на развитие произносительной стороны речи, увеличение и активизации словаря, развитие грамматических категорий, развития связной речи, фонетико-фонологических процессов, обучению детей грамоте. Задания и упражнения с применением тестопластики вызывают массу положительных эмоций у детей, и коррекционная работа проходит с высокой мотивацией

Оценка результатов

У детей воспитываются такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи.

Включение в систему работы тестопластики и упражнений способствовало улучшению словообразования, фонематического анализа и синтеза, как активного, так и пассивного словаря, улучшило фонематический слух, и состояние звукопроизношения.