Взаимодействие учителя, воспитателя и логопеда.

Автор: Малышева Елена Андреевна

Образовательное учреждение: ГКОУ РО Колушкинская специальная школа-интернат

Населенный пункт: с. Колушкино, Ростовская область

Тема: Взаимодействие учителя, воспитателя и логопеда как метод работы по консультативному сопровождению ребенка в условиях ФГОС.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами образования в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и физическом развитии детей, их социальную адаптацию.

Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития обучающихся важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя-логопеда, учителя (классного руководителя), учителя – предметника и воспитателя, а также других специалистов, работающих в специальном коррекционно-образовательном учреждении: педагога-психолога, и т.д. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.

Совместная работа учителя-логопеда, учителя, педагога-психолога и воспитателя начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Целью деятельности учителя-логопеда в коррекционной школе является создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся, успешного усвоения адаптированных основных образовательных программ образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Вся логопедическая работа по сопровождению обучающихся с умственной отсталостью организуется в соответствии с учебным планом и программой коррекционной работы учреждения и осуществляется по следующим направлениям:

диагностическая работа;
коррекционно-развивающая работа;
консультативная работа;
информационно-просветительская работа.
Подход к работе по устранению речевых нарушений учащихся является комплексным. Взаимодействие всех специалистов: логопеда, психолога, учителя, воспитателя работающего с ребёнком, является значимым условием для дальнейшего успешного обучения.

Для того чтобы оказание логопедической помощи давало наилучший результат, необходимо обеспечить эффективное сотрудничество логопеда с учителем (классным руководителем), воспитателем. Цель сотрудничества – вместе выработать такую стратегию взаимодействия с обучающимся на уроке, на воспитательском занятии, которая бы позволила ребёнку с речевыми проблемами успешно обучаться в школе. В процессе совместной работы происходит взаимное обогащение педагогического опыта.

Важным этапом работы учителя-логопеда, учителя и воспитателя является создание благоприятной среды для речевого развития детей. Это предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к использованию различных форм речи, осуществление контроля за их устной речью. Все это требует хорошего знания воспитателями словаря детей, состояния их произносительных навыков. Учитель-логопед рекомендует воспитателям формы контроля за произношением, дает консультации по подбору речевого материала, который будет использоваться в быту, в свободных играх, при организации режимных моментов и занятий.

Как мы выстраиваем единую систему взаимодействия учителя логопеда, учителя и воспитателя, я расскажу на примере, в нашей специальной коррекционной школе в первом классе за урок до прохождения учителем темы по знакомству с буквой, логопед проводит фронтальное занятие по предварительному ознакомлению с данным звуком. Идёт работа над произношением, фонематическим восприятием, слуховым анализом и синтезом слов с соответствующим букве звуком. Обучающимся необходимо видеть работу органов артикуляции, получать кинестетические ощущения от движения этих органов, а также тактильно при помощи тыльной стороны ладони определять направление и «температуру» воздушной струи (тёплая или холодная) при произношении различных звуков. Далее идёт первичное знакомство с буквой (печатный вариант, затем прописной). Даются образцы печатной и прописной буквы, вводится понятие образ буквы (на что похожа буква, из каких частей состоит), идёт развитие зрительного анализатора. Теперь развиваем тактильное восприятие: дети на ощупь определяют части букв, «печатают» их в воздухе, «пишут» их друг другу на «ладошке», на «спине», в тетради. Особенно полезна игра «Буква на ладошке», так как на ладонях находится множество чувствительных рецепторов; «писать» буквы нужно по очереди каждым пальцем, меняя руки. Исследовательский период закончен, наступает творческая деятельность. Обучающиеся конструируют буквы из шнуровки, выкладывают данную букву из различных семян (горох, фасоль и т.д). Однако, самое главное то, что в этот момент развивается не только мелкая моторика пальцев рук, речевые центры, но и умение работать с изготовленной ими самими буквой, вставляя её в слова, слоги, изменяя (реконструируя) её по своему усмотрению. Это приводит детей в восторг! Этот пример был из опыта работы учителя-логопеда Раисы Львовны.

Также учитель-логопед принимает участие в консультациях для педагогов. В начале учебного года были сделаны памятки для педагогов с речевыми нарушениями детей и были даны рекомендации. Были созданы логопедические папки артикуляционной гимнастики, пальчиковые игры, речевые игры и упражнения. Проводим совместно коллективные собрания, открытые занятия, праздники.

Все проблемы с речью рассматриваются на заседаниях ПМПк, составляются программы и отслеживается результат работы по ней. Через два месяца собирается повторное ПМПк.

Таким образом, тесное взаимодействие всех служб специального коррекционно-образовательного учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)..

Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.