«Звук [К], буква К, к.»

Автор: Жуйкова Анастасия Юрьевна

Образовательное учреждение: МБДОУ №100 «Берегиня»

Населенный пункт: г. Иркутск, Иркутская область

Тема: Конспект коррекционно-образовательного занятия по обучению грамоте «Звук [К], буква К, к.»

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 11.04.2019

Группа: дети с ЗПР подготовительный к школе возраст.

Задачи:

Образовательные:
Познакомить со звуком и буквой К.
Закреплять знания детей о гласных звуках [А], [О], [У], [Я] и буквах, обозначающих эти звуки.
Коррекционно-развивающие:
Создать условия для активизации и развития словарного запаса детей.
Обеспечить развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия; мелкой моторики; творческих способностей, воображения.
Закреплять понятия «звук», «буква».
Совершенствовать чувственное восприятие.
Воспитательные:
Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Оборудование: компьютер, слайды, созданные в PowerPoint: «улыбочка», «часики», «змейка», «моляр»; микрофон; изображения букв; иллюстрации с упражнениями для артикуляционной гимнастики; с карточки с пуговицами; карточки для упражнения «Найди букву»; зеркало для каждого ребенка.

Формы работы:

Создание мотивационного поля (организационный момент):
Все дети сидят в кругу. Педагог приветствует детей.

Упражнение «Волшебный микрофон!»
Педагог на занятие принес микрофон. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем: «Доброе утро!» и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать какое у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня у него дома.

Сюрпризный момент
Педагог обращает внимание детей на то, что по группе развешаны изображения букв. Педагог загадывает загадки об этих буквах и предлагает детям их отгадать.

Загадки про буквы:

— Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву … (О)

— Буква первая, друзья, в алфавите — это … (А)

— Слово вкусное УХА

Начинает буква … (У)

— Дальше всех, совсем в конце,

В алфавите буква …(Я)

Педагог подводит детей к тому, что это буквы, которые обозначаются гласными звуками и предлагает пропеть гласные звуки.

Основная часть.

а) артикуляционная гимнастика

Педагог предлагает детям сделать упражнения «улыбочка», «часики», «змейка», «моляр», смотря на иллюстрации ( Слайд 1, 2, 3, 4).

б) работа со звуком [К]

Хоровое и индивидуальное произнесение звука [К] с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом. С подробным акустико-артикуляционным анализом звука (губы свободны, кончик языка смотрит вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу). Звук [К] согласный, согласные звуки обозначаются синими фишками. Дети берут синие фишки.

— Фонетическая зарядка «Как мы смеемся?». Педагог предлагает каждому ребенку посмеяться в микрофон, так что бы был звук [К] (Хо-хо, ха-ха, хи-хи, хе-хе).

— Сказка «Как варить компот». Педагог предлагает детям запомнить слова со звуком [К], которые встретятся в сказке. Ребенку, который называет слово со звуком [К] педагог дает синюю фишку, у кого больше фишек, тому в подарок буква К.

Сказка «Как варить компот»

На одном дворе жил кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

— Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!

— Ну и как же его варить?

— Принесите каждый все самое вкусное, остальное – за мной.

Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой.

Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.

Пот ом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик – клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

— Готово! Кушайте на здоровье.

Попробовали друзья, плюются:

— Компот называется! Сам ешь!

— Почему же так невкусно получилось? – мрачно размышлял кот.

(Г.Юдин)

Динамическая пауза «Буквы»

В старом дереве дупло — (круговые движения руками)

Это домик буквы О.

Рядом с нею на суку (присесть на корточки)

Притаилась буква У.

В гости к нам издалека (бег на месте)

Прибежала буква А.

Прилетела буква Я (махи руками, как крыльями)

На спине у воробья.

Буквы стали веселиться: (движения в соответствии с текстом)

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут отдохнут,

То опять плясать пойдут.

в) работа с буквой

— упражнение «На что похожа буква?»

Педагог предлагает детям пофантазировать на что похожа буква К. Педагог показывает картинки на что может быть похожа буква К (Слайд 5, 6, 7).

— упражнение Найди букву» (Слайд 8)

Педагог раздает каждому ребенку лист с заданием, где он должен найти букву К.

— упражнение «Сделай сам». Выкладывание буквы из различных материалов.

г) чтение страницы в букваре Жукова.

Рефлексия (итог):
Педагог вместе с детьми подводит итог, оценивает успешность деятельности каждого ребенка.