Обобщение опыта работы «Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Информационный раздел

 

Новизна педагогического опыта предусматривает

  • расширение представлений учащихся о возможности использования информационных текстов в учебной работе;
  • развитие личности обучаемого, подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного общества;
  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
  • развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
  • формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, использовать ее в своей практической деятельности;
  • применение метода проектов в процессе преподавания русского языка и литературы в рамках реализации профильного обучения.

В преподавании гуманитарных дисциплин, в частности, русского языка и литературы, использование технологии критического мышления дает возможность, во-первых, по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, что позволяет отказаться от репродуктивного уровня усвоения материала и выйти на новый уровень осмысления проблематики информационного текста и художественного произведения. Именно на это нацеливает поиск основополагающего вопроса при планировании учебного материала. Формулирование проблемных вопросов учебной темы потребует от учащихся знания законов построения текста, умения вести его анализ на всех уровнях, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции. Все это, на наш взгляд, способствует развитию диалогического мышления, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, развитию творческих способностей учащегося по созданию текстов разных стилей, типов, жанров, необходимых современному человеку.

  1. Способ получения нового: научно-исследовательский проект.

5.Опыт направлен на использование и авторскую интерпретацию педагогической технологии развивающего обучения (РО).

6.Целенаправленное обобщение, получение результатов и изучение опыта

 

Технологический раздел

Цель: включить каждого ученика в активную творческую деятельность на всех уроках, создать условия для самовыражения обучающихся, помочь реализовать свои возможности.

Задачи исследования:

— расширить возможности обучающихся в проявлении своего творческого потенциала в учебной деятельности;

— обогатить словарный запас;

—  формировать умения связной речи (устной и письменной).

1.Актуальность опыта:

Современному обществу нужны образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, могут проявлять инициативу в работе, способны к сотрудничеству. В соответствии с этим меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности, происходит переориентация его на коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Исходя из того, что образовательная организация работает в соответствии с ФГОС второго поколения, обновление содержания образования, методов и форм организации учебного процесса необходимо. Огромное внимание уделяется урокам развития речи, так современный образованный человек должен уметь излагать свою речь грамотно, точно, понятно. На уроках русского языка важным является предупреждение и устранение различных языковых ошибок, на первый план выдвигается работа над выразительным чтением. Естественно, что этому предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложений и т. д.) Происходит интеграция электронных средств обучения с учебными средствами на традиционных носителях. Перспективным в этом отношении становится развивающее обучение. Реализация данной технологии позволяет освоить проектно-исследовательский метод, методику КМ, создать пакет учебно-методических материалов, способных активизировать самостоятельные исследования учащихся, их воображение и творческие способности. И при этом осваивать в совместной деятельности с учащимися информационные технологии. Следует отметить, что внедрение метода проектов в учебный процесс помогает ученикам осознать возможности и перспективы использования информационных технологий в качестве инструмента для самостоятельной исследовательской деятельности; развития коммуникативных навыков и реализации своих творческих способностей.

Основополагающими принципами данного опыта являются:

— научность

-системность

— обоснованность и эффективность

-учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся

— перспективность

        Условия возникновения и становления опыта

Позволил педагогу выстроить систему работы, обобщить накопленный опыт, систематизировать имеющиеся материалы.

        Сущность опыта

Использование КМ, проектной деятельности в сочетании с информационными технологиями позволяет педагогу повышать эффективность образовательного процесса, осуществлять на новом качественном уровне интеграцию учебных дисциплин, совмещать инновационное содержание образования, овладение средствами исследовательской работы, а также современные методы учебной работы — учебные творческие проекты, групповую и самостоятельную работу учащихся. Всё то, что способствует более полному и глубокому освоению учебного материала.

       Система работы учителя и её результативность

Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует обучающихся, развивая их самостоятельность, их творческую мысль.

Я стараюсь избрать прежде всего такие виды деятельности, которые привлекают детей, ведь учитель работает не один. Учит и каждый ученик в классе, когда, мысля вслух, объясняя свои действия, ведет за собой остальных. Учить детей мыслить вслух — один из принципов моей методики. Отсюда начинается развитие не только речи, но и мысли, чувства, ответственности перед товарищами и  самим собой  за свои слова и действия, развитие самоанализа, самооценки и саморегуляции учебно-познавательной деятельности.

Творчество учителя рождает творчество ученика. Дети – барометр урока. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования   устойчивых навыков- вот моя цель.

Главный инструмент учителя-это слово. И учить быть внимательным к слову стараюсь всегда. Изучение художественного произведения, в котором встречается много новых слов, начинаю словарной игрой, игрой – конкурсом на лучшего толкователя слов. Победителем считается тот, кто понятнее, точнее, интереснее сумеет объяснить слова. При этом разрешаю пользоваться словарями, Интернет –ресурсами и другими источниками, так как Стандарт второго поколения предполагает самостоятельное добывание знаний. Работа с пословицами и поговорками учит детей воспринимать образность речи, для этого использую игры в 5 классах, например, «Подскажи словечко!», «Закончи пословицу», дети стараются найти нужные слова. Эти игры помогают показать, что многие пословицы и поговорки имеют ритм, рифму и перейти к заданиям: предлагается определить тему, а к отдельной пословице придумать случай , рассказать о нем так, чтобы употребление пословиц было уместно. Так создаются условия для развития образной речи, освоения понятия о сюжете, для развития детского творчества

Одна из задач уроков литературы- помочь учащимся уяснить функцию различных изобразительных средств, овладеть ими на практике. Этому служит, например, игра в эпитеты, которую провожу в два этапа. Первый этап – работа с текстом произведения, которое изучается на уроке: предлагаю вспомнить авторские эпитеты. Второй этап-работа с произведением того же автора, но не включенным в программу. Требуется вместо пропущенных эпитетов подобрать подходящие эпитеты, обосновать свой выбор, а затем сравнить с авторскими. Например, при изучении «Кладовой солнца» М.Пришвина предлагаем для самостоятельных поисков миниатюру из «Лесной капели».

Что дает такой прием? Во-первых, появляется возможность сравнить синонимические ряды эпитетов, лучше видеть картины, нарисованные писателем. Во-вторых, ребята постигают возможности слов, овладевают ими, и наконец, письменная и устная речь становится свободнее, точнее, эмоциональнее, появляется стремление к образности повествования.

Творческое отношение к литературному произведению невозможно без умения понимать и ценить роль детали в художественном тексте. Для 5 класса, например, это опять же игра, развивающая внимание к детали при изучении «Кладовой солнца» Паустовского К.Г. Обучающиеся должны по репликам «действующих» лиц догадаться, о ком идет речь. Воображение детей, их мышление развиваются, когда они готовят рассказ о таких героях, как родители Насти и Митраши в «Кладовой солнца», о семье, в которой вырос Ваня Солнцев («Сын полка»).

Успех форм и методов обучения обеспечен в том случае, если есть творческое сотрудничество учителя и ученика. Здесь важен тон учителя, настроение учеников. Важно помочь ученику раскрыться, помня об особенностях возраста. Например, сделать диафильм по какому-либо произведению. Эта работа продуктивна у детей любого возраста, потому что развивает умение работать коллективно, в споре всегда рождается главное, и это хорошо, дети учатся соучастию, и от этого, и от чувства обязанности идут к творческой деятельности.

Удачной формой считаю театрализованные сцены или целые мероприятия, которые можно проводить и на уроках, и вне их. Ценность этой работы в том, что она вносит в процесс познания новые ощущения, прошедшие через чувство, действие. Подготовительная работа включает в себя выбор темы, распределение ролей, создание сценария, репетиции. Самое главное, что в центре внимания –личность.

Я остановилась на некоторых формах работы, которые использую, чтобы развивать самостоятельность мышления и воображение учеников, пробуждать их фантазию, создавать на уроке условия для самовыражения каждого школьника для творчества.

Важным элементом в моей работе является критическое мышление(КМ). КМ есть мышление самостоятельное. Когда урок строится на принципах КМ, каждый ученик формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер, т.е. ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать самостоятельно и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Так, при изучении поэзии «Серебряного века» выяснилось, что ученикам уже известны многие сведения о поэтах этого периода (биографические сведения, их место в истории литературы), но когда перед ними положили стихи Н.Гумилева, им пришлось обретать новые навыки: самостоятельно анализировать поэтические тексты, формировать о стиле поэта свое мнение.

КМ не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждения другого человека – критика, автора статьи, как собственные. Иногда, даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает его правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. Когда ученики прочитали стихи   Н.Гумилева, поразмышляли о его творчестве и вернулись после этого к обсуждению, у многих мнение совпало с мнением критиков, с мнением учителя. Но главное – каждый при этом сам решил, что ему думать. Таким образом, самостоятельность – важнейшая характеристика КМ.

Итак, информация является отправным, а не конечным пунктом КМ. Знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Что необходимо для того, чтобы породить сложную мысль?  Нужно переработать гору «сырья» — фактов, идей, текстов, теорий и т.д.  Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у учащихся от 12 лет, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Конечно, мыслительные способности учащихся будут еще совершенствоваться при обучении, но именно благодаря КМ процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

КМ начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Однако познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. «Следовательно, — заключает Джон Бин, один из сторонников КМ, — сложность обучения КМ состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем», КМ стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий ученик находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения проблемы, и старается доказать, что выбранные им решения логичнее и рациональнее прочих.

КМ есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, то уточняем и углубляем свою собственную позицию, поэтому, работая в русле КМ, учитель старается использовать  на уроках  виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. Применение технологии развития критического мышления (ТРКМ) раскрепощает, придает уверенность учащимся. Ученик не боится ошибиться, высказать свое мнение. Учащийся в процессе обучения сам конструирует процесс, исходя из своих возможностей и способностей, реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. Учение посредством личных открытий –долгий процесс. Учитель даёт учащимся возможность реализовать свои способности, найти себя.

Так после изучения произведения Гете «Фауст» детям предлагается написать эссе  на тему: «Злодей ли Фауст?» или после прочтения «Очарованного странника» Лескова написать эссе «Нужны ли праведники России?».

Подобные письменные работы практикую в разных классах, но особенно после тех произведений, которые вызвали массу споров, например, «Леди Макбет Мценского уезда»,предлагаю десятиклассникам написать письмо героине, удивляет  различие отношений к Катерине Львовне, а особенно то, что дети при обсуждении не говорят.

В процессе применения ТРКМ:

  • происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
  • появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
  • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
  • формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

 

Но КМ – стоящее дело, если хорошо разобраться в сути того, что и зачем делаешь. Технология не является способом разукрасить урок, сделать  уроки интересными для себя. Эта технология разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы он получил удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Внедрение КМ обеспечивает качественный уровень языкового образования: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамотного строя речи учащихся. Технология развития критического мышления о получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна. Изменения целей современного образования влечёт за собой изменение всех составляющих образовательного процесса, необходимость перехода от объяснительно-иллюстрированного способа обучения на деятельностный. Именно практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе находит всё большее применение. Среди ведущих методов можно назвать метод проектов.  Работая над проектом, ученик чувствует, что процесс ориентирован на него и его личность, и его деятельность строится на собственном опыте, интересах и склонностях. В работе над проектом  большое  значение приобретает обсуждение и разрешение проблем, которые интересны самому школьнику. Учащиеся получают возможность обсуждать интересные темы, проблемы философского, общечеловеческого характера, учатся высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, обосновывать собственную позицию. На уроках учитель успешно сочетает классно- урочную, групповую, индивидуальные формы организации деятельности учащихся. Группы могут менять свой состав в зависимости от задачи, интересов. Обучение в сотрудничестве — это модель организации деятельности учащихся в малых группах, при которой все вовлечены в совместную деятельность с ответственностью за собственные действия и действия каждого.   Свободный выбор формы общения (работа в парах, в группах, взаимодействие с учителем, роль которого меняется от проверяющего до консультанта, равноправного собеседника- партнёра, психолога, наставника, создателя атмосферы сотрудничества и взаимопонимания между учителем и учеником). Учитель видит каждого ученика, группу и класс в целом, обеспечивает условия для создания атмосферы творчества. Результат — свободный выбор формы общения — благотворно воздействует на психологический климат в целом и чувстве комфортности каждого.Деятельность в рамках проекта позволяет учащимся знакомиться с новыми подходами к изучению темы, оценивать и систематизировать информацию, выходить на новый уровень осмысления проблем. Проект нацелен на личностно — ориентированное обучение, позволяет развивать креативные способности учащихся, переносить имеющиеся знания, умения и навыки в новую ситуацию, способствует развитию диалогического мышления, формированию собственной точки зрения.

Деятельность учащихся в рамках учебно-исследовательского проекта связана:

  • со свободным поиском данных из различных источников;
  • со способами организации данных;
  • с умениями пользоваться ключевыми словами, анализировать информацию, представлять её в конкретном виде (таблица результатов интервью,    социологических вопросов; нахождение информации о жизни и творчестве писателя, оформление результатов исследования в виде мультимедийной презентации, веб-сайта и.т.п.)

Работая над проектом, учащиеся приобретают и развивают практические навыки работы с информационным, художественным и литературоведческим текстом, видеоматериалами, иллюстрированным материалом, навыки создания собственных текстов, что побуждает к устной речи, поскольку технология проектной методики на последнем этапе предполагает презентацию проекта, защиту и представление своей исследовательской работы. Работая над своим произведением, учащийся выступает в роли собеседника, вступает в диалог. Во-первых, с предполагаемым читателем, во-вторых, в диалог внутренний, с самим собой. Обращаясь к своему внутреннему миру, ученик отчётливей и ярче осознаёт своё место в окружающей его действительности и свойства и качества самой действительности, получает возможность выразить себя в слове, создавая особый тип реальности. Информационные технологии дают возможность проявления себя  в создании гипертекста.

При подведении итогов работы над проектом важным является то, что учащиеся сами оценивают свою деятельность, анализируют собственные достижения, видят перспективы дальнейшего совершенствования.

Проекты учащихся по литературе представлены в виде:

-тематических презентаций,

-викторин, олимпиад по предмету;

-коллективное написание творческих работ (сказок, рассказов и др.);

-читательских конференций по произведениям современной и зарубежной литературы;

В старших классах внимание уделяется развитию основных коммуникативных умений учащихся, задаваемых Федеральным компонентом Государственного стандарта, которое может стать более успешным с применением информационных технологий.

При работе с текстом затруднения у учащихся вызывает не только информационная переработка текста, но и умение делить его на абзацы, составление плана, умение структурировать текст (построение). Учащийся должен владеть этими умениями при выполнении тестовой работы.  Компьютер позволяет легко перемещать фрагменты текста. Ученик может многократно изменить текст, осознать различия нескольких вариантов, так как делает их наглядными и выбрать оптимальный.

Кроме того, компьютер позволяет ученику в деятельностном режиме продемонстрировать различия конспекта (составление текста из фрагментов первичного  текста), аннотации (краткое описание содержания текста-о чем? и реферата (краткое изложение основных идей текста-авторской позиции по какой – либо проблеме, вопросу).

Используя информационные технологии, приемлем на уроках русского языка и лингвистический эксперимент.

Не всегда учащиеся в тексте могут определить роль той или иной части речи. Учитель предлагает текст с пропущенными словами (дано несколько вариантов)- нужно выбрать и вставить на место пропуска тот, который принадлежит автору. И если учащийся справился, то значит он понимает особенности авторского стиля, и выполнение части «С» на экзамене не вызовет трудностей.

Такие задания вызывают интерес к предмету, активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают и закрепляют умения и навыки при  исследовательской работе.

В своей работе учитель использует  как готовые учебно- методические комплекты «Репетитор», так и созданные самостоятельно и при участии детей.

Чем удобны данные программы? Тем, что они предусматривают различные

режимы (т.е. комбинированные): демонстрационный, тренинговый, контролирующий, справочно-консультационный.

Как увидеть результаты деятельности, качество знаний, используя данные программы?  При повторении в 10 классе орфографии у учащихся появляется возможность не только блоками повторить написание орфограмм, но и проверить свои знания, выполняя упражнения от простого к сложному. Учащийся сразу узнаёт свой результат (сам проверяет свою работу), если  есть необходимость, здесь же обращается к теории (повторяет, заучивает правило, восполняет пробелы в знаниях), работает над допущенными ошибками. Кроме этого, информационные технологии помогают представить результаты работы в чёткой наглядной форме (звуковой, в виде рисунков, текстовой)

После выполнения каждого тренировочного упражнения компьютер дает словесную характеристику проделанной работы.  На экране появляются все допущенные ошибки и указывается их характер.

  Результативность опыта.

Оценивая результаты, полученные в опыте, можно сделать вывод, что у учащихся повышается мотивация при изучении нового материала, рождаются оригинальные идеи по поводу передачи содержания с использованием элементов мультимедиа, развиваются творческие способности.

Проекты, презентации, , созданные учащимися, были представлены на научно-практической конференции, итоговой аттестации, вошли в коллекцию учебных проектов.

Для проверки эффективности работы учителя были проведены конкурсные защиты, которые продемонстрировали высокий уровень учащихся (СОУ 0,9). Качественный анализ эффективности использования информационных технологий, ТРКМ и метода проектов показал, что ученики отдают предпочтение данным формам обучения. Обучающиеся 10-11 классов считают возможным и нужным применение КМ  на уроках русского языка и литературы, информационных технологий, поскольку, по их мнению, такие технологии способствуют всестороннему развитию личности , учат работе с различными источниками информации , учат самоанализу деятельности , позволяют по-новому взглянуть на изучаемый материал.

Учащиеся отмечают, что уроки для них стали интереснее, появилась возможность более активно использовать наглядность , информационные технологии позволяют проявлять себя как в работе над проектом, текстом, так и в устной защите , что готовит к будущему. Но, тем не менее, учащиеся отмечают, что информационные технологии не должны занимать лидирующей позиции, поскольку урок литературы должен быть в первую очередь уроком литературы, где главная роль принадлежит книге и её автору .

Возрос уровень самостоятельности при решении учебных проблем, появилась направленность на самообразование, повысилась творческая активность учащихся, изменился характер мотивации учения (учатся не ради оценки, а потому, что им интересно, появилась возможность в самореализации в процессе учения). Проекты, презентации, созданные учащимися, были представлены на научно-практической конференции, итоговой аттестации, вошли в коллекцию учебных проектов.

                                                                Раздел III

                                                           Внедренческий

Опыт работы сформирован в в 8-11 классах  на предметах русский язык и литература. Учитель имел возможность использовать материальную базу школы: компьютерный кабинет, мультимедийный кабинет, медиатеку, ресурсы Интернета, локальную сеть «NET-школы», библиотечный фонд, ТСО.

Учитель много лет работает в старших классах, обладает высокой профессиональной культурой и считает актуальными проблемы развития аналитических и интеллектуальных способностей учащихся, повышение результативности обучения, социализации учащихся.

  1. Рациональным «зерном», самым существенным в опыте с использованием ТРКМ, отдельных элементов учебно-методического проекта, информационных технологий является формирование деятельностного подхода в изучении школьных дисциплин,  способствующего максимальному развитию, самореализации и социализации учащихся.

Данный опыт основан на научных положениях создателей технологий развивающего обучения: Дж. и Э. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Д. Халперн, Ч. Темпл и др. Самым результативным эти авторы считают обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними, практическим результатом. Преобладающие методы — диалогические.

  1. Для распространения педагогического опыта в практике учебного процесса были предприняты следующие меры:

-выступления на ШМО, ГМО учителей русского языка и литературы;

-публикации в методических изданиях школы, ИМЦ, периодической печати;

-участие в школьных и городских конкурсах педагогического мастерства;

 

Теоретическая база опыта.

  1. Алексеев Н.А. Понятие личностно – ориентированного обучения. //Завуч, № 3/1999.
  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития.- Казань, 1998.
  3. Векслер С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. под. наук, Киев, 1974 г.
  4. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001 г.
  5. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения.// « Директор школы» №5.-1988.
  6. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). М.: БОНФИ, 2002.
  7. Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности //Школьные технологии, 1997.
  8. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991 г.
  9. Документ « Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.:МО РФ, 2001».
  10. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов.-Волгоград: Учитель, 2007.
  11. Заир – Бек С. Поиски смысла и сопротивление стереотипов, “Библиотека в школе”, 2001 г.
  12. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся.// Авт.: Алексеев Н,Г, и др.-в ж. «Исследовательская работа школьников», 2002.
  13. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Издательский дом “Первое сентября”, М., 2005 г.

Скворцова Т.А.