Обобщение педагогического опыта по теме: «Технология развития творческих способностей учащихся через проектную деятельность»

Актуальность темы:

В настоящее время в образовательном процессе наиболее актуальным считается использование в обучении методов и приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Как показывает собственный опыт для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который может эффективно использоваться в разных классах и на занятиях кружка.  Применение данного метода   на уроках технологии позволяет интегрировать знания и умения обучающихся, которые были получены ими на разных этапах обучения при изучении различных дисциплин, а также осуществлять деятельностный подход по предмету — Технология.

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Для решения практических проектных задач учащиеся должны использовать уже полученные знания и умения и в то же время осваивать в процессе проектирования новое.

При методе творческих проектов на своих занятиях я использую не только индивидуальную самостоятельную работу учащихся, но и групповую.

Длительность работы над опытом.

Над темой «Технология развития творческих способностей учащихся через проектную деятельность» работаю постоянно на протяжении пяти лет.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта включает организацию учебной деятельности во внеурочное время, так как рамки урочной системы не дают максимально полно решить задачи повышения мотивации обучения и активизации познавательного интереса у учащихся к предмету технология.

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в разработке и создании системы учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие навыков исследовательской и проектной деятельности, способности находить неординарные решения для возникающих проблем и познавательных задач.

Цель:

основная педагогическая цель, которую я поставила перед собой, применяя метод творческих проектов по технологии – это помочь учащимся в их творческой самореализации.

Задачи:

  • организация учебного процесса, позволяющая осуществить творческую проектную деятельность учащихся;
  • сделать процесс обучения доступным для каждого учащегося, учитывая его интересы, а также психологические и возрастные особенности;
  • использование меж предметных связей для творческого применения знаний;
  • создать условия для творческой самореализации, помочь учащимся раскрыть свою индивидуальность и способности;
  • использовать элементы технологий проблемного и проектного обучения, технологий обучения в сотрудничестве и технологий решения изобретательских задач.

Разработка тем заданий:

Темы проектов дифференцируются по сложности, по возрастным категориям, обобщению знаний.

Структура творческих проектов:

В работе над творческим проектом соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся. Каждый из обучающихся вносит свой вклад в творческий проект.

  1. Подготовительный этап, или погружение в творческий проект.

На этом этапе происходит определение темы, проблемы, целей, а также мотивация деятельности учащихся. Темы проектов должны быть не только интересны для обучающихся, но и быть доступны им. По времени осуществления этот этап проекта является непродолжительным, но он играет важную роль в достижении ожидаемых результатов.

  1. Планирование и организация деятельности.

На данном этапе обучающиеся делятся на группы. Определяются цели и задачи каждой группы, происходит распределение ролей между участниками. Каждый ученик отвечает за свое задание в проекте.   Обучающиеся на этом этапе выдвигают гипотезы и обосновывают каждую из них.

  1. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы)

На этом этапе каждый участник группы вносит свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Так как каждый обучающийся понимает, что успех проекта зависит от успеха каждого. А это является стимулом к активному усвоению знаний. На этом же этапе участниками определяются способы представления результатов деятельности: форма отчета, вид презентации и т.д.

  1. Защита проектов.

На данном этапе осуществляется презентация работы, ее оценка и самооценка. Приветствуются разные формы представления результатов: письменный отчет в докладе, устный отчет с демонстрацией материалов, стенгазета и многое другое.  Данный этап очень важен и здесь необходима помощь учителя. Для этого необходимо группам заранее раздать план выступления или поместить на доску вопросы:

  1. Какова основная идея проекта?
  2. Как вы готовили в группе свой проект? (Что получилось?

Над чем надо поработать? Какие трудности возникли?)

  1. Где можно использовать данный проект?
  2. Вопросы оппонентов.

Образовательная ценность данного этапа состоит в том, что авторы проектов учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи. В это же время остальные школьники учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами.

Роль учителя в проектной деятельности:

В ходе работы над творческим проектом деятельность учителя и учащихся различны, однако идут непосредственно рядом друг с другом.

Учитель на всех этапах подготовки проекта выступает не в роли эксперта, а в роли консультанта и помощника. Изменяется и роль обучающихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Работа в группах учит обучающихся трудиться в команде, взаимодействовать в коллективе, искать нестандартные пути решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, а также испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата. Помимо этого, обучающиеся совместно с учителем выполняют собственный проект, решая практическую задачу.

Таким образом, включаясь в реальную деятельность, обучающиеся овладевают новыми знаниями.

Считаю, что проектная деятельность способствует развитию интеллекта у обучающихся, умению планировать и отслеживать последовательность действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности; развивает креативность и самостоятельность;

Источники:

  1. Бритвина, Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии [Текст] / Л. Бритвина // Начальная школа. – 2005. — №6.
  2. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе [Текст] / А. Воронцов. – М. «Просвещение», 2011. –177с.
  3. Господникова, М. К. Проектная деятельность учащихся [Текст] / М. Господникова. – Волгоград: Учитель, 2011. -131с.: ил.
  4. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе [Текст] / Н. Иванова // Начальная школа. – 2004. — №2.
  5. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Т. Новикова // Народное образование. – 2000. — №7.
  6. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: учебное пособие / И. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2008. —80 с.

Лукожева Нелли Николаевна