«Пластилинография – как средство развития художественно — творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Автор: Калиберова Роза Васильевна

Образовательное учреждение: МКДОУ ЦРР ДС №37

Населенный пункт: с. Чугуевка, Приморский край

Тема: «Пластилинография – как средство развития художественно — творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Раздел библиотеки: Обобщение передового педагогического опыта

Дата публикации: 27.03.2019

Актуальность:

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является, изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что — то красивое, необычное.

Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография).

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. В пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно — пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Цель: Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи:

— Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином;
— находить оригинальные способы для создания художественного образа;

— свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами;
— развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции;

— развивать мелкую моторику, координацию движений рук;
— воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца

Теоретическое обоснование опыта

Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б. Халезова, Б.Б. Косминская, Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р. С. Немов и др.)
Многие педагоги прошлого – Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф. Фребель, — говоря о значении изобразительной деятельности для всестороннего развития ребенка. Подчеркивали, что художественные занятия создают основу для полноценного и содержательного общения, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Наиболее эффективно развивать у детей художественно – творческие способности можно при условии:
— создания эстетической предметно — развивающей среды для занятий совместной и самостоятельной творческой деятельности детей в группах;
— создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото, картины в технике — пластилинография, технологические карточки и таблицы.

Развивающие технологии:

— личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

— коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

— игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

-педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Дидактические принципы:

— от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

— принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

— принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

— связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Формы работы с детьми:
Групповая – основная форма работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае несовпадение в уровнях развития.
Технология проведения групповых занятий может быть разной. Главное, чтобы дети сидели компактно, но на некотором расстоянии, не мешая, друг другу. Внутри подгруппы дети могут переговариваться, общаться, делиться опытом.

Методы и приёмы.
Наглядные методы:
— демонстрация наглядных средств ( наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к технике пластилиновой графики)
— показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения ( этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом. На каждом занятии показываю ребенку либо способ выполнения задания, либо выполненную работу с этим заданием)
— показ образца.

— анализ детских работ в конце занятия (стараюсь привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении).
Практические методы:
В развитии творческих способностей ведущая деятельность детей — художественная. Она состоит при условии овладения детьми общими и самостоятельными способами художественной деятельности и направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких — либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.
На занятиях дети изготовляют исходные формы, дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости.

Словесные методы:
Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем.
Пальчиковые игры и упражнения – форма работы выбрана для развития мелкой моторики, координации и синхронизации движения обеих рук, а также для расслабления и отдыха на занятиях.

Этапы создания картин:
— подбор эскиза.
— подготовка основы (перенос эскиза на основу).
— подбор материала, цвета пластилина, смешивание цвета.
— создание картин начинаем с дальнего плана, постепенно приближаясь к ближнему.

— лепка мелких деталей. Декорирование.
Средства.
Художественные средства:
— пластичный материал (разноцветный пластилин).
— бросовый и природный материал.
— дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).
Наглядные средства:
— коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
— таблицы с технологическими карточками способов лепки.
— образцы работ, фотографии.
— ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений.
Технические средства
— музыка,

— видеофильм,
— слайд – шоу, презентация.

Формы работы с родителями:

— родительские собрания

— консультации:

«Все дети любят пластилин»,

«Пластилиновая живопись»

— выставки детских работ

-информационные уголки

— анкетирование

Работа с педагогами:

Консультация для педагогов «Что такое пластилиновая живопись?»,

«Влияние пластилиновой живописи на развитие детей».

Техника рисования пластилином проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Дети очень быстро усваивают новые приемы, быстро достигают хорошего качества работ и занимаются с удовольствием. Детям очень нравится смешивать цвета для получения нужного оттенка. Этот процесс особенно привлекает детей, так как они очень любят экспериментировать.
Пластилин – материал волшебный и любую ошибку можно исправить. Неудачное изображение просто счищается стекой, потом снова добавляется фон. Возможность легко исправить ошибку, особенно привлекательна для детей. Необходимо, чтобы ребенок радовался полноценному творческому процессу, чтобы ему было психологически комфортно.

Результативность:

В начале учебного года было проведено диагностирование детей. Использовалась диагностика доктора педагогических наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества». Основные методы диагностики – естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктивной творческой деятельности. При составлении плана опора делалась на методические пособия: Г.Н. Давыдовой по нетрадиционной технике рисования пластилином – пластилинографии, Т. Н. Яковлевой «Пластилиновая живопись», руководствовалась Программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой Л.И. При планировании учитывались возрастные особенности и уровень подготовленности детей.

Результаты диагностики достижений детьми планируемых результатов
освоения ООП ДОО «Ступеньки творчества» ОО «Художественно – эстетическое развитие»

-у детей появился повышенный интерес, творческая активность;

-в работах детей преобладают новизна и оригинальность;
— свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами;
— хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки;
— хорошо развита координация рук, мелкая моторика;
— выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.

Проводимая мной работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по педагогической диагностике.

Список литературы:

1.А.А.Грибовская, М.Б. Халезова-Зацепина Лепка в детском саду «ТЦ СФЕРА» М., 2010.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись – 4. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
4. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

5.Т.Е.Иванова Занятия по лепке в детском саду «ТЦ СФЕРА» М., 2010.
6. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
7. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. – «Олма Медиа Групп», 2009.
8.Лыкова Л. И. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.

9. О.Ю.Тихомирова Пластилиновая картина М. Мозаика – Синтез, 2012.
7. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. – «ТЦ СФЕРА»,2010