Развитие тактильного восприятия.

Автор: Князькова Татьяна Геннадьевна

Образовательное учреждение: МБДОУ №24 «Космос»

Населенный пункт: г. Сургут, Ханты-Мансийский АО

Тема: Развитие тактильного восприятия как основа речевого развития детей с ТНР.

Раздел библиотеки: Обобщение передового педагогического опыта

Дошкольный возраст — период активного всестороннего роста и развития ребенка, стремящегося всё потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Нейрофизиологические исследования свидетельствуют о взаимосвязи речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев. Поэтому стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь. В.А.Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Тактильное восприятие способствует успешному становлению речи. Развитие тактильного восприятия является основой сенсомоторного развития детей с ТНР, т. к. зачастую у данной категории детей наблюдается нарушение функционирования зрительных и слуховых анализаторов. Тактильная чувствительность позволяет им воспринимать предметы только касанием и действием с предметами в непосредственном контакте. Соответственно тактильная или, как ее еще называют, кожная чувствительность и двигательная память становится у детей с ТНР особым способом познания окружающего мира. Учеными было отмечено, что систематическая работа по развитию тактильного восприятия, тренировке движений пальцев оказывает стимулирующее влияние на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается мышление, внимание, память, слух, зрение. В связи с этим важное значение в речевом развитии у детей с ТНР занимает развитие тактильного восприятия и сенсомоторики в целом. Известно, что для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет использование в образовательном процессе различных приемов: дидактических игр, графических игровых упражнений, пальчиковых игр и так далее. В этом плане Коврограф «Ларчик» является тем пособием, который помогает решает данные задачи. На протяжении трех лет мы применяем данный игровой комплекс в работе по развитию тактильного восприятия у детей с ТНР.

Что он из себя представляет. Игровой обучающий комплекс Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Коврограф «Ларчик» — это полифункциональная, трансформируемая развивающая среда (что соответствует требованиям ФГОС), подходящая для решения многих образовательных задач. Пособие является универсальным так как : способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов. Так же развивает речевые и математические предпосылки у детей. Незаметно для себя дошкольник осваивает цвета, формы, цифры, тренирует мелкую моторику, память, внимание, развивает речь. Специальное ковролиновое игровое поле с нанесённой на нём сеткой. Сетка помогает знакомить с пространственными, количественными отношениями, облегчает построение различных геометрических контуров. Поле прикрепляется к стене, на нем располагаются разнообразные пособия, зажимы, кармашки, которые создают наглядность, динамизм игр. Дети могут собственноручно творить чудеса.

Применение данного игрового комплекта позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, т.к. дети с ТНР часто имеют нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженную работоспособность и быструю утомляемость. Во время занятий включаем в работу все анализаторные системы. Игры с коврографом многофункциональны и вариативны. Это пособие находит место в развитии эмоциональной сферы детей, которое осуществляется с помощью «рисования» эмоций на «Каврографе» с помощью веревочек, кружочков и тд. Я предлагаю вашему вниманию несколько игровых ситуаций. Они описаны на слайдах. Полюбились мне и другие авторские развивающие игры Вячеслава Воскобовича. Я их успешно применяю в работе с детьми.