Английский язык в начальной школе.

Автор: Михайлова Оксана Юрьевна

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №143

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 14.04.2019

Во многих школах сегодня обучение английскому языку начинается со 2 класса и это вызывает ряд трудностей для многих учителей. В первую очередь это связано с возрастными особенностями, так как младшие школьники не могут сами решить многие задачи, которые появляются в процессе их деятельности (игровой, учебной). Современный стандарт предъявляет не только новые требования к образованию, но и к использованию новых подходов в работе. Сегодня требуют от учителей подходить творчески к самым простым темам, как например, изучение алфавита т правил чтения. В наше время можно найти огромный выбор всевозможной красочной литературы с развивающими играми, телевизионные программы, компьютерные игры, что может весьма облегчить труд учителя и сделать урок интересным и увлекательным.

Важно учитывать ещё и то, что ребенок в возрасте 8-9 лет должен чувствовать себя свободно, комфортно на уроке, активно принимать участие, чтобы материал вызывал интерес, имея практическую значимость для учащегося. В этом возрасте ребёнок живет в особом мире игры, волшебства и сказки. Если ребенку будет интересно, то он непременно станет активным участником, а это залог эффективной работы.

При изучении алфавита следует помнить, что знакомство с буквой или буквами и прописывание их на уроке составляет не более 15 минут от всего урока. Остальная часть урока — это фонетическая, лексическая работа, зарядки, песни, стихи, игры, в том числе и с буквами.

При закреплении пройденных букв на последующих уроках можно проделывать всевозможные игры с буквами и звуками, например, соединить буквы и звуки, по звуку определить название буквы, найти или назвать рифмующиеся буквы, найти пару букв – заглавную и маленькую и т.д.

Изучив алфавит, буквосочетания и правила чтения мы, собственно, переходим к чтению. Научить человека читать- достаточно сложная задача, ведь научить читать – это значит, во-первых, научить технике чтения, т.е. мгновенному узнаванию зрительных образов речевых единиц т озвучиванию их во внутренней (чтение про себя) или внешней (чтение в слух); во-вторых, требуется мгновенное соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с из значением. Работая не один год с младшими школьниками, часто сталкиваешься с рядом трудностей при обучении некоторых учащихся, несмотря на тщательно продуманные уроки и самые современные УМК. Некоторые школьники не справляются с чтением и весьма сильно отстают от своих одноклассников. Дело в том, что некоторые учащиеся могут страдать дислексией. Дислексия – это нарушение устойчивых навыков распознавание письменного текста. При этом заболевании ребенку трудно читать написанный текст, так и писать самому. Болезнь затрагивает примерно 5% детей, преимущественно мальчиков. Заподозрить это заболевание можно у детей, которые посещают детский сад, но только логопед – дефектолог может поставить окончательный диагноз. В детском саду у ребенка может быть задержка речевого развития, трудности при рисовании, он может не чувствовать рифмы, не запоминать что-либо со слуха или при визуальном наблюдении, он может плохо ориентироваться во времени и в пространстве. Если не выявить это заболевание на раннем этапе, то возникнут проблемы в школе. Ребёнок в школе может читать медленно по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание прочитанного нарушено в разной степени. Все симптомы дислексии – это симптомы дезориентации. Результатом ориентации является точное восприятие окружающей обстановки, включая двухмерные слова, напечатанные на бумаге. Поэтому те печатные слова и символы, которые ученик не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии. И как результат, ребенок не может принять окружающую действительность так, как её воспринимают её другие люди. Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть словослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В этом случаи необходимы занятия с логопедом.

Нужно учитывать и ещё тот факт, что дети, впрочем, как и взрослые делятся на 3 основных типа в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации. Визуалы- люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Если нет наглядности, любая информация воспринимается плохо. Им необходима яркая образная картинка, ведь именно по такой мысленной картинке они помнят информацию. Например, если надо что-то вспомнить по уроку они первым делом невольно представят тетрадку (книгу) и конкретное место в ней. При общении взгляд их направлен, как правило, вверх. Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Здесь все, наоборот, им видеть не обязательно, достаточно посидеть и послушать – для них важна четкая выкладка по лексике, правильная речь. Хорошо работают в одиночку, индивидуально, вспоминают – также слухом – то, что обсуждали. При общении их взгляд направлен по средней линии. Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние осязание и др.) и с помощью движений. Им все нужно потрогать и ощупать. Чтобы максимально усвоить информацию, им нужна деятельность. Помнят общее впечатление, запоминают, двигаясь. На устных предметах нужно давать таким детям во время запоминания материала что-то лепить, клеить, складывать или вырезать. Их взгляд чаще всего направлен вниз.

Как определить тип ученика? Это совсем не сложно – просто даже понаблюдайте за ними как они записывают домашнее задание. Визуал перепишет с доски в дневник то, что задано, потому что предпочитает иметь нужную ему информацию, чтобы потом не спрашивать у других (причем легко её воспринимает именно записанной на доске). Аудиал, если не записал по диктовку учителя то, скорее всего, потом переспросит у соседа по парте, что задано и с его слов запишет в дневник (или же из дома обзвонит одноклассников с просьбой продиктовать задание). А кинестетик предпочтет найти нужные учебники, в них нужные страницы, и прямо в книге отметить номера нужных упражнений.

Поэтому для учителя очень важно правильно и как можно раньше подобрать для ученика с проблемами в чтении задания, соответствующие его способу восприятия и усвоения информации. Визуалам на уроках помогают наглядные пособия (карточки, таблицы, картинки и т. д.), аудиалам нужно несколько раз прослушать диск, читать хором или читать за одноклассниками, кинестетикам задания с движениями. Если педагог не безразличен к проблемам ученика, то он всегда сможет помочь ребенку преодолеть трудности чтения на раннем этапе обучения чтению.