Автор: Рожкова Надежда Евгеньевна
Образовательное учреждение: МДОУ детский сад № 6 «Солнышко»
Населенный пункт: г. Семенов, Нижегородская область
Тема: Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе. Тема занятия: «Буква М и звук м».
Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория
Дата публикации: 12.04.2019
Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с перспективным планом и на основании парциальной программой Нищевой Н.В «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».
На занятии была поставлена следующая цель: Познакомить детей со звуком [М], с буквой М.
На занятии были поставлены следующие задачи:
Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Мм и звуком [м]. Формирование умения слышать и определять изучаемый звук в словах.
Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей моторики, координации речи с движением, развитие графомоторных навыков, развитие мелкой моторики пальцев.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал: «Мой букварь»; раздаточный: «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, простые и цветные карандаши, карточки синего цвета по числу детей, счетные палочки, мармелад, так же была задействована интерактивная доска.
Я ставила для себя цель «Показать возможности использования интерактивной доски» для проведения открытого занятия. Поэтому постаралась задействовать ИД для решения задач НОД.
Предварительная работа: Заучивание двустишия из книги «Мой букварь», выкладывание других букв из счетных палочек, разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминутки.
Для решения задач я использовала следующие методические приемы:
• Словесный (вопросы, объяснение, беседа).
• Наглядный (картинки, ИКТ, наблюдение).
• Игровой («Подними карточку», «Кто скорее?»).
• Практические (упражнение, самостоятельная работа по букварю, работа в тетради).
Организованная образовательная деятельность включала интеграцию следующих образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие, чтение художественной литературы.
«Речевое развитие»: учились сливать звуки, подбирали слова с заданным звуком и.т.д.
«Социально-коммуникативное развитие»: дети участвовали в общей беседе, слушали, старались не перебивать своего сверстника, обращались за помощью, выражали доброжелательность, сопереживали.
«Чтение художественной литературы»: заучивание двустишия.
«Физическое развитие»: в целях здоровьясбережения мною была организована физкультминутка и пальчиковая гимнастика, также я постоянно следила за посадкой детей, их осанкой.
Виды детской деятельности:
Игровая
Двигательная
Коммуникативная.
Я использовала индивидуальную, фронтальную форму организации детей.
Занятие проводилось в соответствии с сеткой занятий. Длительность занятия соответствовала установленным нормам. Для мотивации на организационном этапе был использован персонаж — девочка, одетая в костюм Машеньки, которая пришла, чтобы поучиться читать и писать.
На этом этапе мы закрепили пройденный материал, дети назвали все звуки, с которыми уже познакомились, различали гласные и согласные звуки, назвали их отличительные признаки.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому в основной части предложила детям следующие игры: «Подними карточку», «Кто скорее?». Дети показали умения слышать, узнавать изучаемый звук М в ряду других звуков, а также умение сливать заданные звуки в слоги и слоги в односложные слова. Была проведена работа с букварем, дети успешно находили и называли заданный звук в начале слова, также подбирали слова с изучаемым звуком. При знакомстве с буквой М, дети дали представления, чем звук отличается звук от этой буквы. При работе в тетрадях дети показали свои умения писать заглавную букву М, однако небольшие ошибки были допущены при написании, но они были исправлены при закреплении пройденного материала на следующем занятии. В заключительной части дети показали, что усвоили новый материал хорошо, быстро и правильно отвечали на поставленные вопросы.
Я старалась подать материал интересно, доступно и понятно.
На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась правильных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми и т.д. Так же я обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных.
Если возникала необходимость, оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.
В процессе занятия дети были активны, отвечали на вопросы, у них сохранялся интерес к новому материалу, они были внимательны и отвечали на вопросы.
ВЫВОДЫ: — Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи. Занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. В целом занятие прошло хорошо.