«Фонематический слух и его развитие».

Автор: Пономарева Ольга Николаевна

Образовательное учреждение: МБДОУ д/с-о/в №19

Населенный пункт: п. Степной, Краснодарский край

Тема: «Фонематический слух и его развитие».

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Фонематический слух-это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Ведь заменив один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение : «коза-коса», «дом-том» и т.д.

Игры по развитию фонематического слуха:

«Угадай, что звучало?»

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газет, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

«Шумящие мешочки»

Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д.. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

«Волшебная палочка»

Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, миску и т .д. Потом усложните задачу- пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

«Жмурки»

Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

«Морзянка»

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, 2 хлопка, пауза, 1 хлопок, пауза, 2 хлопка; В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

«Узнай свой голос»

Запишите на диктофон голоса близких людей и голос самого ребенка, потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

«Громко-тихо»

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия –

когда вы произносите слова громко и когда тихо.

«Три медведя»

Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант- ребенок сам говорит за трех медведей, меняя высоту голоса.

«Слушай и выбирай»

Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

«Верно-неверно»

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук («форота», «корота», «морота», «ворота», «порота», «хорота»). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения и т. д.

«Похлопаем»

Взрослый ребенку объясняет, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя на слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та), отхлопывая слоги.

«Что лишнее»

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит другой (лишний) слог.

«Кто это»

Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Комарик звенит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «ррр» и т. д. Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

«Поймай звук»

Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданный звук.

«Сколько звуков»

Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Предлагаемые игры построены по принципу от простого к сложному. Выполняя первые задания, убедитесь, что ребенок с ними справляется и затем переходите к более сложным.

Игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать – это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными.