Автор: Пономарева Ольга Николаевна
Образовательное учреждение: МБДОУ д/с-о/в №19
Населенный пункт: п. Степной, Краснодарский край
Тема: «Фонематический слух и его развитие».
Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория
Фонематический слух-это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Ведь заменив один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение : «коза-коса», «дом-том» и т.д.
Игры по развитию фонематического слуха:
«Угадай, что звучало?»
Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газет, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
«Шумящие мешочки»
Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д.. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
«Волшебная палочка»
Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, миску и т .д. Потом усложните задачу- пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
«Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
«Морзянка»
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, 2 хлопка, пауза, 1 хлопок, пауза, 2 хлопка; В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
«Узнай свой голос»
Запишите на диктофон голоса близких людей и голос самого ребенка, потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
«Громко-тихо»
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия –
когда вы произносите слова громко и когда тихо.
«Три медведя»
Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант- ребенок сам говорит за трех медведей, меняя высоту голоса.
«Слушай и выбирай»
Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
«Верно-неверно»
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук («форота», «корота», «морота», «ворота», «порота», «хорота»). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения и т. д.
«Похлопаем»
Взрослый ребенку объясняет, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя на слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та), отхлопывая слоги.
«Что лишнее»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит другой (лишний) слог.
«Кто это»
Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Комарик звенит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «ррр» и т. д. Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
«Поймай звук»
Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданный звук.
«Сколько звуков»
Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Предлагаемые игры построены по принципу от простого к сложному. Выполняя первые задания, убедитесь, что ребенок с ними справляется и затем переходите к более сложным.
Игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать – это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными.