Хореографическое искусство как средство воспитания детей.

Автор: Коротаева Алена Валерьевна

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №544 с углубленным изучением английского языка

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Хореографическое искусство как средство воспитания детей.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Выдающийся русский писатель А. П. Чехов сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, мысли». Если взглянуть на это высказывание с точки зрения педагогики, то подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть результат успешного эстетического воспитания.

Ребенок растет и вместе растет багаж его образных представлений. Он каждый день делает открытие в многообразном окружающем мире. Это берёзка, это елка, а вот – огромный жук. Всего так много и мы взрослые должны помочь ребёнку систематизировать полученную информацию Обучение детей необходимо осуществлять сразу по всем направлениям, в которых происходит становление личности ребенка, развитие творческих способностей, эстетическое воспитание. Большими возможностями для этого обладают внеурочные занятия по хореографии в школе.

Эстетическое воспитание — это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве. Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты: восприятие, чувства, потребности, вкусы, идеалы.

Эстетическое воспитание – это непрерывный процесс, который берёт своё начало в семье, а продолжается педагогами.

Эстетическая культура как составная часть культуры духовной предполагает отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого. В ходе эстетического воспитания особенно важно разбудить и развить чувство прекрасного, облагородить личность воспитанника. Ребенок, чуткий к прекрасному, всегда будет испытывать потребность строить свою жизнь по законам красоты.

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредствам которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».

Хореография — это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. В российском образовании занятия по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Занятия хореографией способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование — процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение -это те свойства характера, которые необходимы не только на занятиях в хореографическом кружке, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому, что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать. Дети, которые занимаются танцами, выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды. Внимание и забота о других — необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.

В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания.

Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных».

В российском образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение — те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.

Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек — в руках у мальчиков. Внимание и забота о других — необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.

Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.

Творческая личность — важнейшая цель как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности.

Занятия танцами являются для детей дополнением и продолжением их реальной жизни. Занятия приносят им такие ощущения и переживания, которые они не могли — бы получить из каких-либо иных источников. Творческая личность — важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. В своей работе я направляю все свои усилия на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие.

Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе — это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания — это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры. Родители отдают детей на внеурочные занятия по хореографии в школе для укрепления здоровья школьников, расширения общего культурного и художественного кругозора. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает.

Для решения проблемы эстетического воспитания учащихся используются различные формы, приемы, технологии на основе всех видов искусства. На мой взгляд, одним из таких средств воспитания является хореография. Хореографическое искусство сегодня очень популярно, но в недостаточной мере целенаправленно используется именно в эстетическом воспитании школьников. В большинстве случаев хореографию рассматривают как деятельность, несущую зрительно-эмоциональное наслаждение от красоты исполнения движений, как гармоничное сочетание музыки и танца. При этом принижается значение хореографии в виде особой педагогической системы эстетического воспитания.

Хочу привести пример урока по ритмике, рассчитанный на детей 7-летнего возраста. Занятие состоит из двух уроков по 45 минут.

Цель урока: формирование эстетического воспитания у детей (эстетический вкус, эстетический идеал, эстетические чувства).

Первый урок

Задачи: добиться правильного исполнения заданных движений, научиться выполнять задания в соответствии с музыкальным сопровождением.

Ход урока

Начинается занятие с классического поклона, но более упрощенного, в соответствии с возрастом детей. Далее все учащиеся становятся в круг в затылок друг другу и выполняют разминку для подготовки мышц к дальнейшей работе. Разминка обязательно включает в себя следующие упражнения: шаг марша с носочка по 3 позиции. Руки вытянуты вдоль корпуса. Шаг на высоких полупальцах с предельно вытянутыми коленями.

Руки на поясе. Шаг на пятках с предельно сокращенной стопой на себя. Шаг на внутренней стороне стопы (как уточка). Шаг на внешней стороне стопы (как медвежонок). Поочередные шаги с полупальцев на пятку.

Вся группа шагов, в зависимости от качества исполнения рассчитана на 5-8 минут.

Бег на полупальцах с прямыми ногами вперед; с прямыми ногами назад; с прямыми ногами в сторону; с высоким подъемом колена вперед.

Заканчиваем бег шагом марша для восстановления дыхания. Бег рассчитан на 5-7 минут. В общем, разминка должна занимать 10-15 минут.

Музыка подбирается в соответствии с характером и темпом исполнения упражнений. Самое сложное и основное на данном этапе – это поведение самого педагога, интонация и тембр голоса, эмоциональное воздействие на детей.

Специфика обучения хореографии связана с систематической и большой физической нагрузкой. При этом, если сам по себе физический труд, как таковой, не имеет для ребенка воспитательного значения, если он не связан с творчеством и с трудом умственным. Поэтому все замечания по ходу разминки произносятся немного певуче, повторяя мелодию аккомпанемента, но четко. Это эмоционально облегчит ребенку восприятие замечания и исполнения движений. Образное комментирование упражнений вызывает творческую реакцию у детей. Так как у детей младшего школьного возраста восприятие и мышление носят, в основном, конкретно-образный характер, танец для них должен быть связан не только музыкой, но и словом, пантомимой. Например:

— Выпрямили спинку, как стебель у цветка. Растем макушкой наверх. Тянемся, тянемся к солнышку!

— Идем, как мишка косолапый (шаг на внешней стороне стопы).

Обязательно похвалить не конкретного ребенка, а всех:

— Выпрямили спинку – посмотрите, какие сразу вы все стали красивые, высокие, легкие, воздушные.

Естественно, что у 7 летних детей не сформирована фигура, и о красоте тела говорить рано. Но такие реплики постепенно развивают и вызывают эстетические чувства, вкус особый идеал, на который ребенок хочет быть похож.

После разминки начинается экзерсис классического танца. Это основные движения должны изучаться у станка:

Demi-plies

Grand-plies

Battlements tendus

Как правило, эта часть урока наиболее трудоемкая и психологически сложная для выполнения. Дети не всегда понимают, для чего нужно много-много раз повторять какие-то немыслимые движения, такие скучные и медленные. А так хочется их быстро исполнить…

Для облегчения этой проблемы перед каждым движением я сначала объясняю, а затем спрашиваю всех ребят о следующем:

— Кто может сказать, как переводится – Demi-plies и для чего мы его исполняем, зачем следим во время исполнения?

Demi-plies означает полуприседание:

Исполняем его для выворотности ног, для силы мышц, для растягивания связок; следим за центром тяжести корпуса.

Такие вот мини-опросы позволяют: во-первых, быстрому усвоению названий и сути исполняемого движения; во-вторых, ребенок ставит перед собой конкретную задачу достичь требуемого результата, а именно красоты исполнения упражнения; в-третьих, развитие эстетического восприятия собственных движений, наслаждение красотой классических па, линий своего тела; в-четвертых, сопровождение экзерсиса обязательно классической, яркой, образной музыкой, ведет к эстетическому развитию ребенка, к гармонии музыки и художественного движения.

Постепенно, достигая правильного исполнения, дети получают огромную радость, экзерсис не становится просто механической работой, а особым материалом, из которого можно придумывать новые различные комбинации, позволяющие проявить себя как творческую личность.

Второй урок

Задачи: растяжка мышечной системы, развитие эстетических чувств и активация творческих способностей в игровой и этюдной форме

Ход урока

Растяжка- искусственное растяжение и сокращение мышц. Как заставить ребенка осознанно делать это? Необходимо определить для учащегося предел его работы во время растяжки. Очень часто дети начинают плакать от физической боли. Но не надо воспринимать слезы как психологическую травму, наоборот ребенок в этот момент получает эмоциональную разгрузку. И тогда я всегда говорю: «Анечка, вот умница. Хорошо! Давай еще потянем правую ножку, потом левую. Посмотри, какие у тебя стали гибкие, стройные ноги. Посмотри! Ты уже почти села на «шпагат». Молодец! На следующем занятии ты свободно будешь это делать».

Примерно такие фразы можно говорить одновременно всему классу. Слушая педагога, ребенок отвлекается от физического напряжения и пытается сделать упражнение растяжки лучше других. В голосе педагога ни в коем случае не должно быть и намека на уговоры, на сочувствие, на жалость – это только усугубляет процесс.

В интонации должны звучать нотки веселья, определенной жесткости. Нужно постоянно подбадривать учащихся.

Очень эффективно, перед растяжкой или после, использование метода наглядного воздействия. Он позволяет развивать эстетический вкус. Например, я просматриваю с учащимися различные картинки, фотографии с изображением танцующих балерин и танцовщиков. Потом предлагаю им повторить зафиксированные на бумаге позы и положение танцоров. Дети с радостью выполняют такие задания, самостоятельно делают растяжку, чтобы поднять ноги так, как на картинках.

Растяжка занимает 20-30 минут урока. Оставшееся время самое эффективное для эстетического воспитания, так как здесь используются развивающие музыкальные игры или этюды. Я провожу это так:

Использую психофизические упражнения Ю.Б.Алиева, в частности, упражнение «Ива».

Стоя на расставленных на ширину плеч ногах, прошу детей руки поднять вверх, словно ветку дерева. Представить себе, что по жилкам дерева сверху течет сок, оживляя листья (пальцы), ветки (руки), ствол (корпус) и корни (ноги). Дует ветерок на иву, и она начинает качаться; светит солнышко и ива тянется к нему, танцуя от радости; вдруг солнце прячется – темно и холодно – ива склоняется, прячется.

При этом надо постараться, чтобы все движения состояли из проученных классических движений экзерсиса, что позволяет закрепить пройденный материал. А музыка и эмоциональное комментирование (смена заданий) развивают эстетические чувства и образное мышление.

Сочиняю различные групповые задания:

Дети должны представить и изобразить, что они – это книга или карандаш с ручкой. Может цветочный горшок с растущим в нем кактусом. По усвоению таких этюдов очень полезно попросить книгу или карандаш с ручкой, или горшок с кактусом потанцевать. Это самые любимые задания, тем более, что можно проявить свои творческие способности. Дети постоянно переживают каждый заданный образ, получают эстетические впечатления.

Завершается урок поклоном. После таких уроков невольно замечаешь, как твои воспитанники более чутко относятся к окружающей природе. Наблюдают за растениями, птицами, животными, стараются им подражать.

Но самое главное, — они пытаются все свои полученные знания и эмоциональное настроение донести до своих сверстников, родителей, друзей. И делают это с удовольствием.

Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.

Список использованных источников

1. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность — М.: Академия, — 2000г. — 624с.

2. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование — Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев — Дубна, 1997г. — 206с.

3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1994. — 576 с.

4. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Пинт А. О. Высокое призвание. М, 1973.

6. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.

7. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. — 80 с.

8. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М.: Владос. — 2003. — 256 с.: ил.

9. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана — М.: ОЛМА — ПРЕСС, 20047. — 224с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн — М.: Учпедгиз, 1946г. — 704с.

11. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика. — 1991. — 160 с.

12. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.

13. Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958.

14. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспит

15. Станиславский КС Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.

16. Станиславский КС. Этика. М., 1981.

17. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт. М, 1981.Т. 3.

18. Тарасов Н.И. Классический танец. М., 1975.

19. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. — СПб.: Издательство «Лань». — 2005. — 496 с.: ил.

20. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. — М.: Наука. 2000. — 230 с.

21. Ухтомский А. Общая психология: Учебник. — М.: Просвещение. 1970. — С. 117.