Как правильно отказать ребенку.

Автор: Похальчишина Анна Зиновьевна

Образовательное учреждение: МБДОУ Детский сад № 14 «Березка»

Населенный пункт: г. Сургут, Ханты-Мансийский АО

Тема: Как правильно отказать ребенку.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Слово «нет» никогда не нужно использовать в разговоре с ребенком. «Нет» ввергает малыша в транс. «Нет» для него значит «»никогда. Никогда не держать ему в руках этой игрушки, не играть с ней. Возможно, что в сознании ребенка отложиться мысль: «В жизни есть вещи, которых я недостоин».

Говорите с малышом максимально неопределенно: возможно, вероятно, постараемся, при условии, что…

Сопереживайте малышу, будь-то радость или печаль. Ребенок должен чувствовать, что мама всегда поймет и поддержит.

Говорите на уровне ребенка. С трехлетним карапузом следует говорить на одном языке, с десятилетним, естественно, — на другом, больше уповая на сознание и логику.

Наглядность. Малыш не воспринимает отвлеченные, абстрактные понятия: дорого—дешево, поздно—рано. Для него это пустой звук.

Иллюзия выбора. Малыш просит купить машинку. «Машинок у тебя много, а вот таких наклеек у тебя еще не было. Тебе какая больше нравится: с желтым верблюдом или с розовым слоном?» Внимание переключено.

Малыш выходит из магазина довольный—ему купили что-то новенькое. Вместе обсуждается вопрос, куда наклеить наклейку—на шкаф или на коробку с игрушками. За этими размышлениями малыш полностью забывает, что он хотел.

Старайтесь переключить внимание ребенка на то, что уже есть. Например: «Да, у тебя нет куклы с золотыми волосами, зато есть куклы с длинными волосами, умеющие говорить, резиновые, тряпичные и т.д. Вон сколько кукол мы насчитали!»

Приемы, которые можно применить при покупке игрушек.

1. Предположим, ребенок выбрал очень дорогую игрушку.

— Посмотри, эта игрушка может делать то-то и то-то. Внутри нее очень сложный механизм. Вот почему эта игрушка стоит так дорого. Чтобы купить ее, наш папа должен работать 10 дней, а мы не должны есть и пить, а копить деньги на эту игрушку. Как ты думаешь, эта игрушка стоит этого?

Другой вариант.

Эта игрушка стоит столько, сколько все твои игрушки, вместе взятые. Мы можем собрать их все, отремонтировать и обменять на одну эту. И у тебя вместо игрушек, которые есть дома, на даче, у бабушки будет всего одна. Ты согласен?

Предположим, малыш согласился. Тогда идите домой и начинайте чинить игрушки. Ремонтировать игрушки вместе с малышом—дело хорошее, но наверняка какие-то детали утеряны, поломаны и процесс затянется. Важно, что малыш видит, как вы разделяете его восторг по поводу игрушки и стараетесь ему помочь.

2. Ребенок выбрал достаточно дорогую игрушку, но как подарок на Новый год или день рождения она вполне приемлема.

Ты молодец! Выбрал замечательную игрушку! А как всякая хорошая вещь она стоит дорого, и чтобы ее купить, нам с папой нужно будет откладывать деньги на ее покупку. Давай договоримся—эту игрушку мы подарим тебе на день рождения.

3. Нефункциональные игрушки; игрушки, в которые ребенок поиграет один-два раза, а потом забудет.

Да, это чудесный пушистый зайчонок! И ушки у него розовенькие, и даже морковка в лапках есть! Знаешь, кого он мне напомнил? Мышонка, которого тебе подарила тетя Света. Наш мышонок такой же мягкий, пушистый, а в лапках мячик.

Он, бедненький, просидел всю зиму в шкафу, и никто о нем не вспомнил. Наверное, он по тебе скучает. Хочешь, я тебе его достану? А морковку, как у этого зайчика, мы сами ему сделаем. Как думаешь, из чего можно морковку сделать?

Внимание переключено.

4. Игрушки, которые уже есть. Например, ребенок просит сто первую машинку.

— Да, красного грузовика у тебя нет, ты прав. А какие грузовики у тебя есть? Большой синий есть? Есть. Маленький зеленый есть? Есть. Черный грузовик без колес есть? Есть. Кстати, колеса я видела на даче. А ты видел? Надо будет в субботу съездить на дачу. Погода стоит замечательная. Пригласим Егора?