Картотека пальчиковых игр

Автор: Косян Лусине Самвеловна

Образовательное учреждение: МБДОУ Детский сад № 391

Населенный пункт: г. Нижний Новгород

Тема: Картотека пальчиковых игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Аннотация:  Картотека пальчиковых игр предназначена для развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста. Материал предназначен как для воспитателей, так и для родителей. Пальчиковая гимнастика — комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.
Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребенка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.

«Шарик».
Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.

«Мои игрушки».
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки,
Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).
Это зайка,
Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.
Это пёс.
Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).
Вот машинка без колёс.
Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.
Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

«Юла»
Я юлу кручу, верчу,
И тебя я научу.
Большим пальцем проводить по кончикам других
пальцев, от указательного до мизинца и наоборот.
Выполнять как правой, так и левой рукой

«Это я».
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох, устали, вытрем лоб!
Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Поглаживают по очереди одной рукой другую,
как будто надевают перчатки.
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики

«Листопад».
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят:
Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый,
Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны
С дуба – дубовый,
Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины – осиновый,
Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины- рябиновый.
Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад
То-то радость для ребят!
Хлопки в ладоши.

«Новые кроссовки»
Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так,
Новые кроссовки.
«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.

Упражнение с пробками.
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.

«Яблоки».
Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – шалун
Разгибаем мизинец
Всё, всё, всё съедает.

«Компот».
Будем мы варить компот,
Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить,
Загибают пальчики, начиная с большого.
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот.
Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ.
Развести руки в стороны.

«Капустка».
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.

«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка?
Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.

«Снегири»
Вот на ветках, посмотри,
Четыре хлопка руками.
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки.
Изображают «крылышки»
Греются на солнышке
Головой вертят,
Повороты головой.
Улетать хотят.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью!
Вращательные движения кистями рук.

«Снежинки»
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Туча по небу плыла.
Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).
Вдруг из тучи над землёй
Полетел снежинок рой.
Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер дунул, загудел –
Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).
Рой снежинок вверх взлетел.
Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).
Ветер с ними кружится,
Может быть подружится.
Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

«Ёлочка»
Перед нами ёлочка.
Пальцы переплетены, большие подняты вверх.
Шишечки, иголочки,
Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.
Шарики, фонарики,
Ладошки держать «ковшиком».
Зайки и свечки,
«Зайчики» — указательные пальцы.
Звёзды, человечки.
Ладошка в виде звезды, «человечки» — походить пальчиками.

«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
Большим пальцем поочерёдно касаться
остальных, начиная с мизинца.
У каждой мамы малыши,
Все красивы хороши!
Показать все пальчики, «играя» ими.

«Петушок»
Наш красивый петушок
Обе руки сжаты в кулачки.
Кверху поднял гребешок.
Разжать ладони.
Крылышками машет.
Кистями помахать в воздухе.
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт.
Указательными пальцами постучать по столу.
Пёстрых курочек зовёт.
Кистями рук сделать манящие движения.

«Кот на печку пошёл»
Кот на печку пошёл,
Пальчики «шагают».
Горшок каши нашёл.
«Горшок из ладошек».
На печи калачи,
Ладошки «лепят калачи»
Как огонь горячи.
Подуть на ладошки.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
Погрозить пальчиком.

«Есть у каждого свой дом»
Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, травы
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло уютно в нём.
Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

«Белочка»
Прыгает по веточкам
Невеличка белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
Большим пальцем поочерёдно касаться
остальных пальцев, выполняя упражнение сначала
одной рукой затем другой рукой.

«Жаворонок»
Птичка, птичка, прилетай!
Птичка крылышками машет,
Весну-красну зазывай!
Веселит детишек наших!
Дети показывают движениями кистей рук, как летит птичка.

«Помощник»
Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

«К нам весна пришла»
К нам весна пришла,
Цветы красивые принесла!
Ручки протягивают вперёд «с букетом».
В палисадник мы пошли
И венок себе сплели!
Пальчики двигаются, будто плетут венок.

«Радуются взрослые и дети»
Кто ещё радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.