Компенсаторно-нейтрализующие приёмы здоровьесбережения.

Автор: Белоусова Вера Ивановна

Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 56

Населенный пункт: г. Москва

Тема: Компенсаторно-нейтрализующие приёмы здоровьесбережения.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

В здоровьесберегающих технологиях используют 4 группы приемов:

1. Защитно-профилактические (личная гигиена, гигиена обучения)

2. Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастики; массаж, самомассаж).

3. Стимулирующие (приемы психотерапии, фитотерапии, цветотерапии, песочной терапии элементы закаливания).

4. Информационно-обучающие. (памятки адресованные детям, родителям, педагогам)

В своей работе широко используются компенсаторно-нейтрализующие приемы:

1-е нужно разбудить мозг в этом нам хорошо помогают

Кинезиологические упражнения
КИНЕЗИОЛОГИЯ – наука о развитии головного мозга через движение.

Предлагаем вам побыть в роли ученика и выполнить упражнение : «Пальчик, зайчик, кулачёк, окей, щелчок, бычок»

Упражнение «Ухо — нос»

Левая рука — взяться за кончик носа, правая рука — взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак-ребро-ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)

Крыша, стена, окно, подоконник пол

Следующие

Гимнастика для глаз – упражнения для снятия глазного напряжения, профилактика
нарушения зрения (ВЕСЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК) Задачи: способствовать оздоровительному эффекту предупредить зрительное утомление у школьников. Глазодвигательные упражнения. «Фигуры». Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат). Глазами нарисуйте 6 кругов (треугольников, квадратов) по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

«Цифры». Глазами напишите цифры от 0 до 9.

«Имя». Глазами напишите свое имя и фамилию.

«Пружинки». Глазами нарисуйте пружинки (вверх, вниз).

«Слон». Стоя, встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

“Глаз – путешественник” Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет

“Глазки”

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

Артикуляционная гимнастика
Очень много детей приходят в школу с нарушениями в произношении звуков

Артикуляционная гимнастика мимической гимнастикой способствуют устранению логопедических проблем

1.Показать все картинки мимики

2. Артикуляционная игра «Спал язычок, проснулся, больше спать не захотел

4. Слуховое восприятие

“Найди пару”,

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.

. У учителя звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.

“Тихо – громко”Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.

“Найди картинку”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Учитель раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

“Хлопки”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Учитель сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопнуть. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

«Постукивание»

Следующая технология:

5. Дыхательная гимнастика – От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека. Увеличивается речевой выдох – соответственно улучшается речь

“Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Горячий чай»

«Буря в стакане»

«Кошкина радость»

«Снег летит»

6. Физминутки

способствует коррекции имеющихся проблем в развитии, в процессе двигательной деятельности; Самая любимая у детей это муз. физмин. (МЫ ВЕСЕЛЫЕ МАРТЫШКИ)

7. Развития мелкой моторики. На каждом уроке проводим пальчиковую гимнастику – это способствует тренировке тонких движений пальцев и кисти рук, снимает нервно-психическое напряжение в руке, что способствует развитию речи.

«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.

И в бачок ее кладем.

«Игры с карандашами»

Пианино, волчок, горка, фокус, добывание огня, подъемный кран, вертолет, скольжение, качалочка.

«Игры с прищепками» На дерево прилетели птицы и т. д.

8. Гимнастика ортопедическая – включает систему упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Используем КОВРИК, или выполняем физминутку разувшись на ковре.

Для профилактики и лечения плоскостопия у детей предлагаю следующий комплекс упражнений:

1. Катание по полу ступнями скалки или небольшого мяча.

2. На пол укладывается салфетка, которую предлагают смять с помощью стопы.

3. Ребенку предлагают собирать пальцами ног и перекладывать с места на место разбросанные на полу предметы.

4. Круговые движения ступнями наружу и внутрь.

5. Стоя на носочках, сводить и разводить пятки, не отрывая пальцев от пола.

6. Захватывать обеими стопами мячик и приподнимать его, удерживая между стоп. 7. Поочередно ходить на носках, на пятках, на наружных краях стоп.

8. Перекатывание с пятки на носок.

Вывод: в результате работы по этой теме у детей наблюдается улучшение внимания, усидчивости, организованности, доброжелательные отношения между детьми.

Хотелось бы закончить такой фразой:

«Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» — вот цель нашей работы»