Конструктивно-модельная деятельность в раннем возрасте.

Автор: Изотова Ирина Анатольевна

Образовательное учреждение: МДОУ «Детский сад №81 для детей раннего возраста»

Населенный пункт: г. Ухта, Республика Коми

Тема: Конструктивно-модельная деятельность в раннем возрасте.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Раннее детство – основа общего развития ребенка. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни.

Ведь именно ранний возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры. В целевых ориентирах образования в раннем возрасте указано, что ребенок должен «проявлять интерес к продуктивной деятельности (рисованию, лепке, конструированию, аппликации)».

В контексте ФГОС ДО конструктивно-модельная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение к конструированию. Развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами. Однако прослеживается интеграция конструктивной деятельности с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие (выделены задачи по развитию конструктивных способностей детей), например в области «Познавательное развитие» обозначено ознакомление детей с цветом, величиной, формой (шар, кирпичик, кубик) и т.д.

Особенностями конструктивной деятельности детей раннего возраста является построение образовательного процесса с учетом дидактических принципов: наглядности, образности, доступности, практичности. Реализация названных принципов осуществляется через использование яркого и привлекательного материала, дидактических игр, игрушек, методически грамотно построенной конструктивной деятельности, сочетание разнообразных методов и приемов работы с детьми.

Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельностью детей.

В раннем возрасте у детей

Активно развивается восприятие, мышление, память и другие познавательные способности.
Внимание у малышей пока непроизвольное.
Они быстро утомляются, отвлекаются, у них неустойчивое эмоциональное состояние.
Малыши легко возбудимы, обидчивы, неуступчивы.
В этом возрасте у них развивается интерес к деятельности взрослых и сверстников.
Формируется познавательная активность, выражающаяся в постоянном исследовании и познании окружающих предметов.
Развивается игра; она ведёт к развитию общения.
Мышление у малышей наглядно –действенное, а предметная деятельность является ведущей.
Конструктивно-модельная деятельность является одним из специфических видов деятельности детей раннего возраста и проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению.

Она способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д.).

Значение конструктивно-модельной деятельности в развитии детей раннего возраста.

Формируется познавательный интерес.
Активизируется физическое развитие.
Активизируется сенсорное развитие (целенаправленным становится
зрительное восприятие).
Развивается практическое экспериментирование.
Формируется потребность в общении.
Развивается активная речь.
Расширяется словарный запас.
Развиваются внимание, память.
Развивается обобщение.
Появляется самостоятельность, инициативность.
Аккуратность.
Бережливость.
Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка.

Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка и является одной из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности, формой активности ребенка, которая развивает у него мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.

Актуальность проблемы развития конструктивной деятельности в группах детей раннего возраста состоит в том, что на данном этапе конструированию уделяется недостаточно времени и внимания. Если в программе «От рождения до школы» для детей с 1 года до 2 лет игры со строительным материалом вынесены в образовательную деятельность как игры — занятия, то для детей с 2 до 3 лет конструктивная деятельность в сетке организованной образовательной деятельности отсутствует, т.е. проводится в совместной деятельности педагога с детьми. Во многих садах отсутствует система планирования конструктивной деятельности, недостаточно педагоги обеспечены методическими материалами.

Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности:

от 1 года 6 месяцев до 2 лет

Игры — занятия со строительным материалом (настольным, напольным)

Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр — столбик, труба).
Знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием. Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.
Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.
В летнее время на прогулке проводить игры с природными материалами. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой—с сюжетными играми. Развивать умение выкладывать камешками, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фигуры. Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей (листик — тарелка).
от 2 до 3 лет

Конструктивно-модельная деятельность

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
Способствовать пониманию пространственных соотношений.
Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). По окончании игры приучать убирать все на место.
Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.
Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).
Организация конструктивной деятельности в режиме дня осуществляется в двух основных направлениях: совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности. В образовательной деятельности конструктивно- модельная деятельность проводится как часть какого-либо интегрированного занятия.

С целью развития конструктивных способностей в работе с детьми используются различные методы и приемы. Ведущими в обучении конструктивной деятельности являются наглядно-образные и наглядно-действенные: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ способов действия.

Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемого показом и подробным объяснением процесса возведения постройки. Прежде чем обучать детей приемам создания той или иной постройки, детей необходимо познакомить с реальным предметом, показать из каких частей он состоит, объяснить практическое назначение. Пояснение сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы (совет, напоминание, поощрение, из практических методов и приемов использую игровые упражнения). Для развития конструктивных навыков у детей используются различные игрушки, которые помогают детям хорошо ориентироваться на высоту и другие размеры постройки.

Этапы осуществления конструктивно-модельной деятельности.

Прежде чем приступить к конструктивной деятельности с детьми необходимо изучить методическо-педагогическую литературу, рекомендации по организации и проведению образовательной и совместной деятельности детей.

На первоначальном этапе работы проводим диагностическое обследование детей с занесением результатов в индивидуальную карту развития ребёнка. Итоговые результаты обследования детей также заносятся в карту развития.

Далее изучив интересы и способности воспитанников, составляется план деятельности.

Затем осуществляется совместная деятельность педагога с детьми и проводится итоговая диагностика.

Этапы обучения:

Педагог знакомит воспитанников с реальным предметом, показывает, из каких частей он состоит, объясняет их практическое назначение. Например, при рассматривании во время прогулки горки воспитатель обращает внимание малышей на то, что у нее есть лестница и скат («По лестнице взбираются на горку, а по скату, расположенному с другой стороны, съезжают»). Такое целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их в своих постройках.
Воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя.
Знакомим с деталями строительного материала из которого будет сделана постройка (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Педагог выполняет образец постройки, сопровождает показом и подробным объяснением процесса возведения постройки.
Создание постройки детьми. Педагог должен вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать. Эта помощь может быть выражена в повторном показе постройки образца. Воспитатель поправляет постройку, достраивает её сам в случае, если ребенок затрудняется в её завершении или огорчен неудачей. В процессе выполнения постройки детьми воспитатель следит за тем, чтобы они точно следовали образцу, правильно отбирали материал и правильно его использовали; тому, кто в этом нуждается, помогает советом, а иногда и практическим действием. Если же педагог замечает ошибки, общие для многих детей, то прибегает к повторному объяснению и показу тех или иных способов и приемов.
В конце каждого занятия воспитатель должен показать малышам, как использовать данную постройку для игры, и предусмотреть для этого специальное время (2-3 мин). И хотя первоначально игрушки отвлекают детей от самого конструктивного процесса, именно в обучении детей раннего возраста их нужно использовать особенно часто. Чтобы игрушка побуждала ребенка к действию, ее следует давать в самом начале занятия. При этом педагог должен сказать: «Сегодня вы будете строить для своих матрешек кроватки — в них они будут спать» («Сейчас мы построим башенку с домиком для птичек, они будут там жить, клевать зернышки» и т.п.). Важно, чтобы размер игрушек соответствовал размерам построек.
Анализируя детскую деятельность, воспитатель отмечает не только ее результаты (правильность и аккуратность построек), но и сам процесс; как дети рассматривали образец, подбирали материалы, выполняли отдельные действия и т. д.
После занятий со строительным материалом педагог систематически показывает детям, как разбирают постройки и укладывают материал на место.

Конструктивная деятельность становится более интересной, если в работе с детьми воспитатель использует, стихотворения, потешки, сюжеты знакомых сказок (например, постройка мебели для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя» и т.д.).

Чтобы дети усвоили названия деталей строительного материала, воспитатель использует не только занятия, но и процесс уборки материала после занятий и игр (разбирают постройку, детали группируют на столе: кубики, кирпичики, пластины и т. д., а затем убирают со стола), а также дидактические игры: «Чего не стало», «Чудесный мешочек» и др.

Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом:

— размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд),

-накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка), -замыкает пространство (загородка, забор, домик),

-делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).

Для успешного овладения игровой и существенной организацией работы по развитию конструктивной деятельности большую роль играет развивающая предметно-пространственная среда. Работу по организации РППС строим в соответствии с ФГОС.

В доступном для детей месте в группе должен быть создан центр конструктивной деятельности.

В него могут входить:

-мелкий (настольный) строительный материал,

— крупный (напольный) строительный материал

— конструкторы, имеющие различные по сложности, способу соединения деталей,

— элементарные игрушки-вкладыши и нанизыватели,

-конструкторы типа «Лего» с деталями разного размера,

— мягкие модули, дидактический материал.

— мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц и т. д.

Дети пользуются ими при создании построек (соизмерение построек с игрушками, обыгрывание их).

Нетрадиционный материал:

– пробки,

— губки,

-различные контейнеры, и другие.

Также простейшие картинки построек, «алгоритмы» их выполнения.

Для удобства строительный материал и конструктор разложен по коробкам разной величины. Они соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически безопасных материалов.

Итак, можно подвести итог. Успешность осуществления работы с детьми раннего возраста прослеживается в постепенном подходе к овладению следующими умениями:

— сооружать элементарные постройки по образцу;

— овладевать простейшими приемами конструирования;

— различать детали по величине, форме, цвету;

— называть детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина);

— сооружать постройку по образцу;

— разворачивать игру вокруг собственной постройки;

— аккуратно складывать детали в коробки.

Следовательно, учитывая особенности конструктивной деятельности детей раннего возраста, можно успешно и качественно реализовывать задачи ООП ДОУ. На занятиях по конструированию у детей развиваются логическое мышление, пространственное воображение, художественный вкус, мелкая моторика.

Литература:

Литвинова О.Э. «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста», ФГОС. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2016г. – 160с.

Литвинова О.Э. «Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста», ФГОС. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2015г. – 256с.

«Развивающие занятия с детьми 2-3 лет: Методическое пособие под редакцией Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2010.:ил. (Развивающие занятия с дошкольниками)»

Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. Конспекты занятий. – М.: Мозайка-синтез, 2006.

Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1981.

Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. Изд. 3-е, доп. М., Просвещение, 1971.