Консультация для педагогов ДОО.

Автор: Косульников Александр Витальевич

Образовательное учреждение: МАДОУ Детский сад «Жемчужинка»

Населенный пункт: г. Балаково, Саратовская область

Тема: Консультация для педагогов ДОО.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 01.04.2019

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. Приобщение к спорту с раннего детства даёт подрастающему организму физическую закалку, воспитывает координацию, силу, гибкость, быстроту реакции, повышает активность. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.

Упражнения в бросании, катании, ловле мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений дошкольников. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребёнка: быстрота, прыгучесть, сила.

Элементарные действия с мячом могут широко использоваться уже в младшей группе. Дети знакомятся с формой, объёмом, свойствами мяча, учатся прокатывать, бросать его. На пятом году жизни возможности ребёнка в бросании и ловле предметов повышаются в связи с увеличение физической силы, развитием координации движений и глазомера. Дети приучаются отталкивать мяч симметрично обеими руками, придавая ему нужное направление движения. Оздоровительная тематическая программа «Школа мяча» на два года обучения с дальнейшим совершенствованием умений в ходе физкультурных занятий. К занятиям отбираются дети с повышенной двигательной активностью, также имеющие нарушения координации движений. Занятия свои я провожу с октября по май месяц по подгруппам: 10-12 детей по 20 минут два раза в неделю. Для привлечения дошкольников провожу: анализ тестирования развития физических качеств; анкетирование родителей и опрос детей; беседы, консультации, открытые мероприятия. Образовательный процесс в занятиях строю в соответствии с возрастными, психическими и индивидуальными особенностями детей, что предполагает своевременную корректировку задач занятий. Работу с детьми провожу в форме занятий с включением упражнений, игр с мячом, а также анализа проблемных ситуаций. Для эффективной деятельности по дополнительной программе «Школа мяча» в ДОО имеется материально-техническая база: мячи разного диаметра, набивные, обручи, верёвки, оборудованный для занятий спортивный зал, музыкальный центр. Входной и итоговый контроль за развитием практических умений детей обращаться с мячом осуществляю на основе контрольных тестов, которые провожу в начале и конце учебного года. В результате освоения программы «Школа мяча» дошкольники развивают свои физические качества и умения владения мячом. Сам процесс обучения двигательным действиям делю на следующие этапы: первоначальное обучение; углубленное разучивание; закрепление и совершенствование действий с мячом. На каждом из них ставлю определённые задачи, которые решаются при помощи соответствующих средств и методов физического воспитания. Стараюсь обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий в зависимости от навыков детей обращения с мячом. На этапе первоначального обучения внимание ребёнка должно быть направлено на качество выполнения каждого движения. Игровая обстановка усиливает заинтересованность, активность детей, благодаря многократной повторяемости повышается эффективность выполняемых движений. После овладения основными элементами изучаемого действия начинается его углубленное разучивание. На данном этапе отрабатывается точность выполнения движений с мячом, исправляются ошибки, формируется правильное ощущение навыка в целом. Здесь применяю упражнения с элементами соревнования, направленные на точность выполнения движения, некоторые подвижные игры. Основная задача этапа закрепления и совершенствования действий заключается в создании устойчивых, достаточно автоматизированных и вместе с тем гибких навыков. Данный этап осуществляется в основном в подвижных играх, включающих эти действия. Например: Мяч «водящему», «Займи свободный кружок». В дальнейшем дети уже в состоянии играть в более сложные игры, в которых ведётся счёт между двумя командами: «Мяч капитану», «Мяч ловцу», а также и в баскетбол по облегчённым правилам.

Постепенное усложнение упражнений и игр с мячом, создание новых, разнообразных условий действий с ним обеспечивают быстрое формирование широкого диапазона навыков владения мячом. Каждое занятие провожу с учётом возрастных особенностей, физических возможностей и двигательных навыков у детей. Все занятия строю по принципу постепенного нарастания, а затем снижаю физическую нагрузку, чем и обусловлены содержание упражнений и игр с мячом, последовательность их распределения, а также методика проведения занятий. Основная цель вводной части занятий – подготовка детей к выполнению предстоящей нагрузки и формирование навыков действий с мячом (4-5 мин). Основная часть занятий (8-10 мин) отводится подвижным играм, упражнениям с мячом, обеспечивающим высокую двигательную активность. В заключительной части (3-5 мин) организм ребёнка приводится в относительно спокойное состояние при сохранении бодрого настроения, поэтому проводится малоподвижная игра или игровое упражнение с мячами либо без них. Для сознательного отношения детей к действиям с мячом после разъяснения и показа позволяю им упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Занятия в «Школе мяча» и занятия по физической культуре чередуем с инструктором и не проводим в один день.