Консультация «Развитие мелкой моторики пальцев рук».

Автор: Чухина Марина Александровна

Образовательное учреждение: МАДОУ ЦРР д/с №87

Населенный пункт: г. Калининград

Тема: Консультация «Развитие мелкой моторики пальцев рук».

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 04.04.2019

«Рука – это выдвинутый наружу головной мозг» (И.Кант).

Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (мелкой моторики).

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее мозга.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускаются скука и переутомление.

Ни в коем случае не оставляйте ребенка с мелкими предметами наедине вплоть до 3 – 4 лет, а то дети очень любят засунуть себе горошинку то в нос, то в ухо, то в рот, что чревато нехорошими последствиями.

Чем же позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

— выполнять пальчиковую гимнастику;

— запускать пальцами мелкие волчки;

— разминать пальцами пластилин, глину;

— катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

— сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);

— делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать, и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

— двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто – то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, потом левой рукой, потом обеими руками вместе;

— показывать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять;

— показывать отдельно только один палец – большой;

— барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

— махать в воздухе только пальцами;

— кистями рук делать «фонарики»;

Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе;

— собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе – разбежались);

— нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

— наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

— завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре;

— застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;

— закручивать шурупы, гайки;

— играть с конструкторами;

— складывание матрешек;

— игра с вкладышами;

— складывание матрешек;

— рисование в воздухе;

— игры с песком и водой;

— мять руками поролоновые шарики, губку;

— шить, вязать на спицах;

— рисовать, раскрашивать, штриховать;

— резать ножницами;

— рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.).

Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.п.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов – кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Конструирование: развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т.п. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Всасывание пипеткой воды: развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

Переборка круп: насыпать в небольшое блюдо, например, горох, гречку и рис и попросить ребенка все это перебрать. В результате происходит развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку:

— во – первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом;

— во – вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;

— в – третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.