Автор: Мезенцева Дарья Михайловна
Образовательное учреждение: Северная СОШ № 2
Населенный пункт: г. Белгород
Тема: Консультация «Воспитание любви к природе в семье».
Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория
Дата публикации: 29.03.2019
Цель: содействовать экологическому воспитанию детей через взаимодействие с родителями
Задачи:
Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей
Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры через анализ экологических ситуаций
Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее
Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.
Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Ваше бережное, любовное, заботливое отношение к природе.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка вы можете самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться — играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.
Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.
Разобрать следующие ситуации.
• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».
Вопросы:
Правильно ли поступила мать?
Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?
Чему способствовала мать постановкой такой задачи?
Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?
Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?
• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.
Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.
Вопросы
Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?
Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?
Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?
Рекомендации для родителей «Как приобщить ребенка к природе»
«Никогда никого не убивай!»
Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Все в природе взаимосвязано.
«Время с пользой!»
Организуя походы в природу, загородные поездки всей семьей, помните, что с вами дети, поэтому заранее нужно быть готовым стать для них на это время проводником по миру природы. Это уникальный шанс обогатить знания детей, приобщить его к природе, принимая в этом прямое участие.
«Природу – мать с любовью встречать!»
Поход в природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми встречаешься, но при этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми, солнцем, небом. Детей, как правило, такое поведение родителей приводит в восторг. Да и взрослым следует помнить, что улыбка солнцу – поднимает настроение, а рассматривание неба – снимает мышечное напряжение глаз, стабилизирует внутриглазное давление.
«Замеченное – оживает!»
Объекты природы, попавшие во внимание ребенка, оживают. Взрослым следует привлекать внимание детей к муравейнику, полету птиц, гнездам, интересным растениям и т.д. Дети — неутомимые исследователи. Помощь ребенку стоит оказывать по возможности так, чтобы большую часть поиска он делал сам. Иногда достаточно бывает указать на лужу, как место поиска и понаблюдать там осторожно за водомерками.
«Наблюдай!»
Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребенок, получив живую отгадку! Хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, пословицы, поговорки, приметы.
«Пример родителей – самый надежный урок!»
Не допускайте того, чтобы ребенок видел следы варварского поведения на лоне природы, которое превращает лесные поляны, полные тайн и чудес, в полумертвый пейзаж. Такие картины глубоко ранят и развращают душу детей!
Только в том случае, если вы сами бережно относитесь к природе, можно требовать этого от детей, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства!
«Очеловечивайте нечеловечное!»
Взрослые часто навязывают детям чувство отвращения к некоторым животным: червякам, паукам, лягушкам, насекомым. Не делайте этого! Наоборот, акцентируйте внимание детей на их беспомощности, жертвенности, трудности в выживании и заботе о потомстве.
«Никогда не поздно начать!»
Помните, что бережное отношение к богатствам природы надо воспитывать с раннего детства, но и никогда не поздно начать с любого возраста.
Памятка для родителей «По экологии»
«Прогулка в Природу»
Подготовка к прогулке:
— определить маршрут и задачу (что увидим, куда пойдем);
— подготовить игры для отдыха, обсудить их с ребенком;
— подготовить предметы для сбора коллекций (банки, сачок, коробки, пакеты).
Поездка в лес:
— обратить внимание ребенка на погоду, описать ее (небо, свет, настроение, растения);
— понаблюдать за изменением местности (что видим вокруг, характер дороги, повороты, смена пейзажей, рельефа).
Прогулка в лесу:
— на опушке леса обратить внимание на настроение и чувства, запахи, общий вид леса: какие видим деревья, траву, цветы, тропинки, оттенки зелени, окружающую местность;
— в лесу послушать шум, пение птиц, наблюдать изменение картины в разных участках леса. Останавливаться у интересных деревьев, пеньков, растений; наблюдать за птичками, бабочками, муравьями, рассматривать их; сравнивать увиденное, чувствовать и видеть красоту и поэтические образы в окружающих явлениях.
Отдых на полянке:
— найти красивую полянку и организовать место для отдыха;
— рассмотреть полянку, кустарники и деревья с разных мест;
— организовать сбор коллекций;
— организовать игры,
Путь из леса
Для возвращения выбрать другую дорогу, желательно с водоемом или рекой, где можно купаться или наблюдать за водными растениями, берегом, течением воды, ее цветом, красотой, запахами.
Беседа о прогулке
По дороге домой, пока впечатления еще сильные и чувства переполняют ребенка, организовать беседу об увиденном (Что понравилось? Почему: Что больше запомнил? Что удивило? Что нового увидел? Какая погода? Животные? Растения? Воздух? Где было красивее? Что делали? Что собрали? Как менялось настроение? Как шумит лес? Какие запахи?)
Занятия дома:
• поделки из природного материала, собранного на прогулке игрушки, макеты, икебаны, аппликации;
• подбор книг о природе, чтение, рассматривание картинок;
• рисование и лепка на природную тему.
«Беседа о диких животных»
Вариант 1: беседа строится на основе рассматривания иллюстраций, фотографий, книг, журналов с изображениями диких животных.
Вариант 2: беседа строится в условиях зоопарка, парка, леса, сада заповедника.
Вопросы родителей
• Как называются эти животные?
• Где они живут?
• Опиши их внешний вид.
• Каковы они по характеру и по повадкам?
• Какие ощущения ты испытываешь при виде и общении с этими животными?
Такие беседы с ребенком способствуют усвоению новой информации. Дополнительно можно по делиться своими впечатлениями от встречи с этими животными, познакомить ребенка с неизвестными ему животными. При описании их сравнивают с другими животными.
В ходе беседы можно загадать ребенку загадки:
— Рыжая, с длинным пушистым хвостом, живет в лесу в норе.
— Длинные уши, прыгает, короткий хвост, спит под елочкой и в ямках.
— Долбит дерево длинным носом в красной шапочке.
— У него есть свой шланг, из которого он обливается, когда жарко и есть два веера, которыми он машет. Он большой и умный.
— Зеленый, живет у реки, похож на бревно. У него большая пасть и острые зубы.