Автор: Сухорукова Юлия Александровна
Образовательное учреждение: МДОУ «Детский сад №12»
Населенный пункт: г. Пугачев, Саратовская область
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность (старшая группа) «Маленькие исследователи».
Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория
Цель. Формирование познавательной активности детей в экспериментальной деятельности.
Образовательные:
Познакомить со способом приготовления дрожжевого теста, расширить представления детей о свойствах дрожжей;
Закреплять знания детей об известных свойствах воды, способах ее очистки.
Уточнить и закрепить знания детей о природных красителях, их свойствах и возможностях применения
Формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты.
Развивающие:
Развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения.
Воспитывать аккуратность при работе с водой, тестом, осторожность.
Материалы и оборудование: воронки, ватные диски, мука, бутылка с масляной водой и стакан с чистой водой, ватные диски, ручная соковыжималка, яркий платок, апельсин, лимон, нарезанные из бумаги кружочки, йодированная вода, «волшебная вода» в баночке.
Содержание организованной деятельности детей:
-Здравствуйте, ребятишки, (стоим в кругу)
Девчонки и мальчишки.
Давайте поздороваемся и улыбнемся, мне, гостям и друг другу.
Звонит телефон, после разговора по телефону, воспитатель сообщает детям, что у героев сказки случилась беда.
Воспитатель. Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала,
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были,
И кому они служили? (Гуси лебеди и баба Яга)
— Оказывается беда случилась в сказке «Гуси-лебеди»
У меня есть волшебное перышко, закрывайте глазки (музыка)
«1,2,3,4,5- будем глазки закрывать
Надо в сказку нам попасть.
Впереди ждут чудеса,
Нам опаздывать нельзя»
(Показывается картинка Печки)
Печка. Ох, беда-беда, огорчение.
Воспитатель. Ребята, кажется, у печки-матушки что-то случилось. Что случилось, Печка-матушка?
Печка. Вот хотела угостить Машеньку с Иванушкой пирожками, да забыла, как тесто ставится.
Воспитатель. Ребята, знаете ли вы, из чего состоит тесто? (Дети перечисляют — мука, сахар, дрожжи.) Не переживай, Печка-матушка, мы с ребятами тебе поможем. Давайте с вами подумаем о том, из чего сначала делается тесто? Из опары. Из чего состоит опара?(молоко, дрожжи, сахар, соль). Она стоит, набухает.
— Опара наша готова. Ребята, а как вы думаете, если мы опару поставим рядом с открытым окном, опара быстро поднимется? (Высказывания детей). А затем в опару добавляют муку и получается тесто.
Печка. Ой, спасибо, ребятушки. Помогли. Буду сейчас пирожки ставить.
— Вот всем и помогли.
Воспитатель. Махну я перышком своим
В сказку дальше полетим .(Показ изображения с грязной рекой)
-И у нас на пути река! Ребята вы помните, какая она была в сказке? (молочная река, кисельные берега). ЗВУК ЗАПИСИ
«Здравствуйте, ребята! Жила я реченька долго, текла быстро, но случилась беда. Стали ко мне наведываться гости незваные: ржавые банки, битые бутылки, пластиковые пакеты, а то и шины от автомобилей. И стала я речкой не чистой, серебристой, а грязной, нефтяной. Ребята, помогите очистить реченьку! Для вас волшебный сундучок с водой из реки и все необходимое для ее очистки». (Рассматривание бутылки с водой с маслом, мусором и чистой воды в стакане.)
-Как вы думаете, ребята, могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (Ответы детей)
— Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы детей)
Дети. Её нужно очистить от масла и мусора.
— Я вам приготовила места для совместной работы. Но прежде чем помочь реченьке, я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Одинаковые звуки». В киндер – яйце находятся различные предметы, крупы. У кого звуки совпали, с тем они образуют пару.
Опыт «Фильтрация воды»
— Давайте вместе с вами попробуем очистить воду. В пустой стакан ставим воронку, в нее кладем ватный диск и очень осторожно, понемногу, будем лить масленую воду с мусором в воронку с фильтром.
Идёт самостоятельная работа детей.
— Аккуратно уберите воронку с фильтром и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети. Вода стала чистой.
Воспитатель. Куда же делись масло и мусор?
Дети. Всё масло осталось на фильтре.
— Сравните полученную воду с нашей водой. Они одинаковые? (Ответы детей) Ребята, помогли мы речке. Посмотрите, какой стала теперь речка! (Показ изображения чистой речки.)
— Мы с вами проделали большую работу, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультурная минутка
Гуси крылья распрямили, Наклон туловища вперёд, с выпрямленными
за спиной руками.
Лапки в ванночке помыли, Поочерёдно выставляют ножки вперёд.
Пёрышки почистили – «Чистят» подбородком плечики.
Быть хотим мы чистыми! Руки на пояс, кивки головой.
-А какое дерево в сказке помогло спрятаться от гусей? (Ответы детей) (Показ яблони) Ой, что это случилось с яблоней? Оно покрыто льдом. Что такое лед? (Это вода в твердом состоянии. Замерзшая вода.) Как же освободить яблоко от ледяного плена? (Высказывания детей)
— Махну я перышком своим, и в сказку снова полетим. Ребята, Машенька и братец Иванушка очень любят рисовать, но у них кончились краски и карандаши. Можем ли мы им как — то помочь? Как вы думаете, из чего можно получить краску? (Высказывания детей) Я предлагаю использовать для этого лимон! Как вы думаете, возможно, такое? (Ответы детей.) К сожалению, в магазине были только апельсины. Интересно, а нет ли у нас в группе чего-нибудь такого, что может этот апельсин превратить в лимон. Посмотрим… (воспитатель достаёт из пакета яркий платок).
-Как вы думаете, что это за платок? Может он тоже обладает чудесными свойствами? Попробуем его применить. (Воспитатель показывает апельсин детям и накрывает его ярким платком, произносит волшебные слова и сдёргивает платок. А там уже лимон! Секрет фокуса простой. Заранее аккуратно снимается с апельсина кожура. Затем лимон, меньший по размеру, чем апельсин, помещается в эту кожуру. При показе плотно зажимается лимон в апельсиновой кожуре и показывается всем, что в руке. Затем, ловким движением снимает с лимона платок вместе с кожурой.)
-Вот так чудеса – платок оказался волшебным! Он превратил апельсин в лимон. Вот сейчас можно сделать невидимую краску при помощи моего стаканчика. (Воспитатель с помощью стакана-соковыжималки выдавливает сок лимона и разливает его в маленькие розетки. Затем, он предлагает детям пройти за столы, чтобы попробовать с помощью ватных палочек и сока лимона изобразить весёлые лица на подготовленных из бумаги кружочках).
— А ещё нам понадобится секретная водичка – тайный рецепт я вам раскрою потом, чтобы нас никто не услышал. Возьмите кисточки, намочите в этой воде и проведите по нарисованному, и увидим – что же произойдёт (дети описывают увиденное – картинки-смайлики начинают проявляться в воде)
-Махну я перышком своим
В сказку снова мы полетим.
-Ребята, здесь стоит водичка и рядом лежит письмо, в котором написано, что эта вода когда-то была волшебной, но Баба Яга ее заколдовала, и теперь это простая вода. Помогите ее снова сделать волшебной. Нужно сказать волшебные слова «Крибле-крабле бумс» и потрясти хорошо баночку. (Дети делают и вода превращается в цветную). Молодцы, и с этим заданием вы отлично справились.
— Махну я перышком своим
В детский сад мы полетим.
(Вернулись в детский сад)
-Ребята, у нас здесь письмо лежит, давайте его прочитаем:
«Спасибо, вам ребята за помощь, без вас мы бы не справились!»