Мастер — класс для родителей «Формирование звуко-буквенного анализа у детей дошкольного возраста»

Автор: Зельская Марина Владимировна

Образовательное учреждение: МАДОУ ЦРР № 8

Населенный пункт: г. Курганинск, Краснодарский край

Тема: Мастер — класс для родителей «Формирование звуко-буквенного анализа у детей дошкольного возраста»

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 28.03.2019

«Взаимосвязь работы семьи и логопеда. Формирование звуко- буквенного анализа у детей дошкольного возраста».

Время проведения: II период обучения, февраль.

Цель: Ознакомление родителей со структурой логопедической работы во втором периоде , в частности с приемами развития навыка звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста посещающих логопедическую группу.

Оборудование: магнитная доска, фишки для обозначения звуков (гласных, согласных – твердых и мягких).

Ход мастер-класса:

Логопед: Уважаемые родители, мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, с начала мне бы хотелось напомнить вам о структуре логопедической работы в нашей группе.

1. Структура логопедической работы:

— лексико-грамматические занятия;
— занятия по развитию связной речи;
— занятия по развитию звукобуквенного анализа и синтеза — проведение игр для родителей;
— индивидуальная работа с детьми.

2. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.
3. Результаты логопедической работы на данном этапе.
4. Вопросы родителей, индивидуальные беседы с родителями.

Содержание.

1. Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно: 2 дня в неделю логопедические фронтальные занятия со всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся ежедневно. График индивидуальной работы с детьми находится на информационном стенде в группе.
Лексико-грамматические занятия. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

— по расширению и активизации словаря детей;
— по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
— по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
— по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.

Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.
На занятия по развитию звукобуквенного анализа дети учатся отличать гласные звуки от согласных, выделять звуки на слух и в собственном произношении, определять место звука в слове, выделять ударный согласный звук, определять твердые и мягкие согласные, а также дифференцировать звуки. Дети знакомятся с тем, что есть разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая

смыслового значения).
На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой — звонкий или твердый — мягкий звуки) и пр.

Логопед: А сейчас я вам предлагаю попробовать свои силы в освоении звукобуквенного анализа, и поиграть в те игры, которые очень нравятся вашим детям.

Игра с родителями.

«Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).
Как только услышите звук «Л», хлопните в ладоши, поймайте его:
— А, У, Л, Т, М, П, Л;
— ПА, МА, ЛА, ИТ, ИШ, ИЛ;
— ЛОМ, ДОМ, КОМ, ЛОДКА
Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «Л, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).

Игра с родителями

«Определи место звука в слове»

-где находится звук Л в словах ЛОПАТА, ВИЛКА, КОТЕЛ, КОЛОКОЛ

-где находится звук в слове, и какой он твердый или мягкий ЛИПА, КАЛИТКА, КАРУСЕЛЬ (уточнить , что в этом слове букв больше чем звуков).

Игра с родителями

«Собери слово»

Родителям предлагается собрать слово из фишек обозначающих соответственно гласные и согласные (твердые и мягкие ) звуки.

ЛОМ, КОЛОКОЛ, МАЛИНА и т.п.

Логопед: — Сейчас, я вам предлагаю небольшую динамическую паузу.
Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности, на занятиях воспитателей по графике в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе.

Игра с родителями.

Пальчиковая игра «Семья»:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Начиная с мизинца, загибаем пальцы по — одному. Ритмично сжимаем пальцы в кулак. Движения обязательно должны сопровождаться словами. Сначала гимнастику делаем одной рукой, затем другой, затем обеими руками.
Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз.

Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:

— проверка, отработка домашних заданий;
— закрепление материалов фронтальных занятий;
— развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
— артикуляционные упражнения;
— коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.

2. Работа в домашних тетрадях.

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

3. Результаты логопедической работы на данном этапе.

В целом, по прошествии промежутка времени с сентября по февраль, уже заметен прогресс в речевом развитии детей. Это исправленные звуки в речи детей; это желание детей работать на занятиях, высказываться, отвечать на вопросы (что называется речевой мотивацией); дети учатся слушать и слышать обращенную к ним речь.
Как вы считаете, изменилось ли речевое развитие детей? В чем это проявляется?

4. Вопросы родителей к логопеду. Индивидуальные беседы с родителями по работе в домашних тетрадях. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению. Советы родителям по предупреждению дисграфии у будущих первоклассников.