Мастер — класс для воспитателей «Мой веселый звонкий мяч».

Автор: Бережко Елена Викторовна

Образовательное учреждение: МБДОУ МО № 288

Населенный пункт: г. Краснодар

Тема: Мастер — класс для воспитателей «Мой веселый звонкий мяч».

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 04.04.2019

Мяч – это рука ребенка, развитие ее напрямую

Связано с развитием интеллекта

Мяч круглый, как Земля, и в этом его сила!

С.А.Шмаков.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер – класс на тему: «Мой веселый звонкий мяч». Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира. Дети любят играть с мячами, особенно с такими круглыми, непослушными и прыгучими. Игры с мячами развивают ловкость, глазомер, быстроту реакции, чувство мяча. Укрепляются мышцы плечевого пояса, появляются пространственные представления (высоко, низко), согласованность движений, меткость. Увеличивается подвижность суставов пальцев и кистей рук, развивается центральная нервная система. В своей работе я придерживаюсь принципов: от простого к сложному и принцип многократного повторения. Задачей своей деятельности ставлю это приобретение дошкольниками двигательного навыка и умения обращаться с мячом, воспитывать интерес к физкультуре.

Знакомство с мячом начинается в раннем дошкольном возрасте. Я показываю малышам, как его можно держать одной и двумя руками, широко расставляя пальчики, «совочком», сжимать, бить по мячику ладошкой, катать, бросать одной и двумя руками, собирать в корзину. Выполняю О.Р.У. с мячом. В этом возрасте в силу своих психических и физических особенностей не умеют еще правильно ловить мяч, захватывать его, прижимают к груди. Некоторые малыши не могут подбрасывать или бояться выпускать его из рук. Присаживаются при ловле отскочившего мяча. В игре «Догони мяч» бегут за мячом не по команде. При метании стараются приблизиться к цели. Играю в такие игры, как «Как тебя зовут», «Принеси мяч», «Скати с горки», «Брось и догони», «Целься верней», «Прокати мячик», «Брось и поймай», «Мой веселый звонкий мяч», «Снежный ком»

Во второй младшей группе продолжаю формировать навык работы с мячом, расширяю двигательный опыт. Основные ошибки — слабый бросок, неправильный захват, неуверенные движения. Малышам еще трудно подбросить мяч на нужную высоту, такую чтобы легко было поймать, бросают гораздо выше или наоборот. При бросании мяча о землю дети также не могут дифференцировать мышечные усилия, попадают в ноги. Некоторые дети, более способные уже умеют ловить мяч, но еще прижимают его к груди или касаются других частей тела при ловле. Учимся еще пока, и метать в горизонтальную цель. Постоянно обращаю внимание детей на держание мяча и ловлю широко раскрытыми пальчиками. Слежу, чтобы при катании ребенок отталкивал мяч с определенной силой и в нужном направлении. Для обозначения места исходного положения использую разные ориентиры: коврики, круги, веревки, скакалки, шнуры. Малышам интересно бросать мячи в баскетбольную корзину. Учу передавать мяч из рук в руки, стоя в шеренге.

В среднем возрасте закрепляем, совершенствуем навыки, приобретенные в младшей группе. Повторяем упражнения и игры. Упор делается на работе в парах, в группе, продолжаем заниматься индивидуально. Разучиваем эстафеты и новые игры: «Не пропусти мяч», «Мяч через сетку», «Кто быстрее», « Охотники и зайцы», «Достань до мяча».

В старшей группе дети уже способны анализировать движения, правильно воспринимают указания педагога: способны точно попадать в цель, энергично замахиваться и принимать правильное исходное положение, бросать на дальность, ловить мяч пальцами рук. Происходит значительное совершенствование координации движений. Увеличивается расстояние 3-4 метров при перебрасывании в парах. Возрастает количество упражнений с мячом до 15-20. Упражнения усложняются, например ловля с хлопком или дополнительным заданием. Проводятся новые эстафеты и подвижные игры с мячом: «У кого мяч», « Передай мяч», «Мяч о стенку» «Посадка картофеля», и т.д. Появляются элементы спортивных игр: ведение мяча, отбивание мяча ногой, броски через сетку.

В 6-7 лет дети уже уверенно выполняют движения, работа кисти улучшается, появляется умение мягко отталкивать его пальцами рук. Играют в такие игры как «Пас на ходу», «Круговая лапта», «Мяч водящему», «Проведи мяч», «Охотники и утки», «Гол в ворота».

Дети 6-7 лет по окончании детского сада должны уметь:

Бросать мяч вверх одной и двумя руками, отбивать об пол и ловить его двумя руками (10-20 раз подряд) с хлопками, с дополнительными движениями.

Перебрасывать мяч друг другу из разных исходных положений и разными способам, перебрасывать через сетку, ловить летящий мяч пальцами рук.

Вести мяч на месте и с продвижением вперед (8-10раз)

Прокатывать обычные и набивные мячи(1кг)

Метать в горизонтальную и вертикальную цель (расстояние 3-5 метров) в движущиеся цели, а также вдаль.

Отбивать мяч о стенку.

Предлагаю педагогам несколько игр с детьми, в которые можно поиграть на прогулке или в группе.

Игра «Как тебя зовут?» (группа раннего развития)

Игра «Попади в корзину» (вторая младшая группа)

Игра «Летучий мяч», «Охотник и зайцы» (средняя группа)

Эстафеты с мячом: «Быстро передай», «Передал- садись» (старшая,подготовительная)

Группа раннего развития

Игра «Как тебя зовут»?

Цель: знакомство, налаживание эмоциональных связей, упражнять в ловле и броске мяча

Ход игры: Педагог по очереди бросает мяч детям , которые сидят на стульчиках или стоят. Детям по очереди нужно назвать свое имя поймать мяч и бросить его обратно воспитателю. Также можно поиграть на прогулке в игры мячом. «Скати с горки», «Собери мячики в корзину». «Мой веселый звонкий мяч». В группе покатать мячики в парах.

Вторая младшая группа.

Игра «Попади в корзину» Малыши по очереди бросают мяч в баскетбольное кольцо.

Повторяем игры «Собери мячики в корзину», «Мой веселый звонкий мяч» Катаем мяч и бросаем в парах.

Средняя группа:

«Достань до мяча», «Мяч через сетку», «Успей поймать» (в кругу), «Мяч в корзину» Эстафеты с мячом. Перебрасывание мячей друг другу с расстояния 2 м.

Игра «Передай мяч». Дети строятся в 3-4 круга. В каждой группе выбирается водящий у него мяч. По сигналу воспитателя он передает мяч товарищу, стоящему рядом, тот следующему и так далее. Как только мяч возвращается к ведущему, он поднимает его над головой. Выигрывает команда, быстро и без потери мяча справившаяся с заданием.

Игра «Охотники и зайцы» (дети в масках зайчиков)

Цель. Упражнять в умении метать в подвижную цель, быстро бегать.

Ход игры.
Из числа играющих выбирается охотник, остальные – зайцы. Они сидят в кустах, очерченном доме.
На расстоянии 3-4 м от кустов чертится круг – дом охотника. Он получает (2-3мяча).
Игра начинается с того, что зайцы выпрыгивают из кустов и свободно бегают на площадке перед домом охотника. По сигналу: «Охотник!» — зайцы убегают, а охотник стреляет в них, т.е. бросает в них мячами в одного, другого, третьего. Те, в кого охотник попал мячом, отходят к домику охотника.
После повторения игры (2-3 раза) подсчитываются пойманные зайцы, выбирается другой охотник, и игра продолжается.
Бросать мячи можно только в ноги бегущим, нарушивший правило исключается из игры.

Игра «Достань до мяча» На ветку дерева или на палку подвешивают мяч в сетке. Дети по очереди в колонне по одному делают небольшой разбег и подпрыгивают вверх, стараясь ударить по мячу или коснуться его.

Игра «Летучий мяч» Дети строятся в 3-4 круга. В каждой группе выбирается водящий у него мяч. По сигналу воспитателя он бросает мяч товарищу, стоящему напротив, тот ловит и бросает обратно и так далее каждому игроку в круге. Как только ведущий получит мяч от последнего игрока в кругу, он поднимает его над головой. Выигрывает команда, быстро и без потери мяча справившаяся с заданием.

Старшая и подготовительная группа.

Эстафета «Передай мяч»

Игроки каждой команды стоят один за другим в колонну. Первые участники держат в руках по мячу. За сигналом ведущего первый игрок в каждой команде передает мяч тому, кто сзади, над головой. Последний в команде, получив мяч, бежит к началу колонны, встает первым и передает мяч следующему за ним тоже над головой. И так до тех пор, пока первый не вернется на свое место. Побеждает та команда, которая закончит игру первой

Эстафета «Передал — садись!»

Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 — 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

У игры «Охотники и утки» простые правила, все дети очень любят в нее играть. Все участники должны разделиться на 2 команды. Одна команда это охотники, а другая утки. На земле чертится большой круг. Утки встают внутрь круга, а охотники за кругом.

Подвижная игра Охотники и утки

По команде Старт, охотники пытаются попасть мячом в уток. Участники-утки должны уворачиваться от мяча. Им разрешено бегать только внутри круга.

Если мяч коснулся утки, то этот игрок (утка) выбывает из игры и выходит из круга, а игра продолжается.

Игру можно продолжать до тех пор, пока не будут «убиты» все утки. Когда все утки убиты, то команды могут поменяться — охотники становятся утками, а утки охотниками.

Играть можно и на время. В данном случае можно считать сколько уток было «убито» за время игры. Команда, которая осалила больше уток, считается победителем.