«Мы вместе!» Сотрудничество семьи и школы.

Автор: Кузнецова Елена Васильевна

Образовательное учреждение: МБОУ лицей № 4 имени Героя Советского Союза Г. Б. Злотина г. Орла

Населенный пункт: г. Орел, Орловская область

Тема: «Мы вместе!» Сотрудничество семьи и школы.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Подобная модель может быть внедрена на уровне каждого класса. С ее помощью каждый классный руководитель более компетентно исполняет свои функциональные обязанности в отношении семьи каждого учащегося класса.

Цель программы:

Создать условия для конструктивного взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей школы.
Обеспечить деятельность, направленную на решение воспитательно-оздоровительных задач.
Выявить с целью социальной адаптации детей из неблагополучных семей.
Создать условий для развития детей, формирования полноценной личности, обладающей системой ключевых компетенций.
Задачи программы:

Изучить образ жизни семьи.
Выяснить особенности семейного воспитания.
Выявить ожидания от взаимоотношения семьи и школы.
Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.
Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
Найти путь оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.
Учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение обучающихся.
Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.
Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Пропагандировать здоровый образ жизни
Включать семьи и общественность в воспитательный процесс.
Направления деятельности:

Диагностика семьи.
Работа с нестандартными семьями (многодетными, неполными, неблагополучными) через администрацию школы, школьного инспектора ПДН, психологическую, социальную службы школы.
Организация полезного досуга.
Регулярное проведение родительских собраний и консультаций.
Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности школы (соревнования, классные часы, праздники, экскурсии и т.д.).
Организация взаимного творчества.
Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, школы.

Работа школы с родителями в последнее время значительно ослабла, но из этого не следует, что данная работа уже не нужна школе. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.

Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать всё происходящее в стенах образовательного учреждения.

Основной целью организации такого взаимодействия, по моему мнению, является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.

Среди других целей, вытекающих из вышеуказанной:

повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;
создание условий для выполнения семьей воспитательной, психологической, жизнеохранительной функций;
утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, взаимопомощь и помощь нетрудоспособным членам семьи, посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также общечеловеческих ценностей, в числе которых — здоровье;
активная трудовая и общественная деятельность;
познание, развитие и творчество;
передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода;
трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальный язык;
национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.

Для достижения названных целей я предусматриваю решение следующих задач:

обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности;
влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактика вредных для здоровья привычек;
формирование системы социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных взаимоотношений;
предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения;
координация деятельности структур и ведомств в интересах семьи и детей.

Этого можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений, оказать всестороннюю помощь в решении её насущных проблем, организации психолого-педагогической поддержки семье.

С другой стороны, далеко не все образовательные учреждения, как я считаю, уделяют должное внимание созданию открытых воспитательных систем, взаимодействующих с семьёй, другими социальными институтами; совершенствованию воспитательного процесса; выстраиванию на должном уровне отношений с семьёй. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности обучающегося.

Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.

Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов взаимодействия и др.

Основа взаимодействия «семья – школа» определяется следующими направлениями:

повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;
консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие сторон нарушается.

Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь, многие родители не совсем чётко осознают гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.

Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:

включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
правовое просвещение родителей;
оказание помощи родителям в семейном воспитании;
оказание родителями материально- финансовой помощи школе;
совместная со школой организация социальной защиты детей;
организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

Я предполагаю четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи:

1) Первое направление — формирование активной педагогической позиции родителей.

Я опираюсь на положительный опыт семейного воспитания, используя его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия я считаю доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.

2)Второе направление- вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. «Университет педагогических знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики.

Необходимо уделять внимание вопросу подготовки учеников начальной школы к Всероссийским проверочным работам и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ВПР на информационных консультациях и родительских собраниях, психологическому консультированию родителей и учащихся.

3) Третье направление- взаимодействие социальной службы с семьями. Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:

изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,
знакомство с бытовыми условиями учащихся;
группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;
составление программ совместных действий;
анализ результатов совместной воспитательной деятельности;
мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы.
Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.

4) Четвертое направление — вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы.

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Основными условиями её считаю:

родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;
осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;
установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,
обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
Практические советы для работы с родителями

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Хочу отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассматриваю некоторые правила и советы американских специалистов:

1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).

2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.

3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.

4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).

5.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.

Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

удалось избежать противостояния и конфронтации;
удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;
удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;
обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.
И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой, по-моему, особенно велика.

Наиболее распространённой и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительское собрание.

Организация и структура проведения родительского собрания:

Я считаю, что собрание должно проводиться 1 раз в месяц или четверть. На первой встрече с родителями важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на новый учебный год. Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.

Любое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.

Каждое собрание структурируются в соответствии со следующей повесткой дня:

Информация о жизни школы, класса, достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).

Полезная информация специалистов (врачей, психологов, социологов, работников правоохранительных органов).

Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период.

Планирование участия родителей в делах класса на следующий период.

В заключение классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться для индивидуальной беседы тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.

Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога и психолога.

Формы и методы взаимодействия:

лекция- это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания;
конференции- форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей;
практикум- это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей;
открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя;
диспуты- одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки;
ролевые игры- форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников;
индивидуальные тематические консультации;
родительский лекторий;

Семь педагогических правил принципа «Не навреди!»:

1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости.

2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки.

3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины.

4. Не допускать проявление у учащихся чувство агрессивности и вражды.

5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности.

6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию.

7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися.

Также хочу дать педагогические советы начинающим классным руководителям:

1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.

2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.

3.Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.

4.В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.

5.Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»

В заключении мне хотелось бы подчеркнуть:

Способность к общению — это, я думаю, профессиональное качество учителя.

Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника — школьник или его родители, коллега по работе или член семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.

Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.

Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены — так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей — благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.

Примерные темы классных родительских собраний:

1 класс

-Адаптация ребёнка в новых условиях.

— Настоящая и мнимая любовь к детям.

— Воспитание у детей интереса к чтению.

— Итоговое собрание совместно с детьми.

2 класс.

— О десятибалльной системе оценивания.

— Первые отметки – первые радости и огорчения.

— Итоги первой четверти.

— Вот и стали мы на год взрослей (презентация)

3класс.

— Задачи обучения и воспитания учащихся на новый учебный год.

— Воспитание сознательной дисциплины у учащихся.

— Требования к выполнению домашнего задания.

— Трудовое воспитание в семье.

4класс

— Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника

— Как уберечь ребёнка от насилия.

— Изучение английского языка.

— Учёба – наш главный труд.