Нетрадиционные формы организации деятельности с детьми.

Автор: Максимова Оксана Анатольевна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад № 143»

Населенный пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика

Тема: Нетрадиционные формы организации деятельности с детьми в формировании базовых компетентностей дошкольников.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Базовые компетентности — группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека.

Формирование базовых компетентностей дошкольников – одна из приоритетных задач, стоящих перед образовательным учреждением. При организации работы в данном направлении педагогический коллектив ДОУ большое внимание уделяет:

созданию условий для формирования базовых компетентностей детей дошкольного возраста;
повышению педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов ДОУ;
комплексному решению задач компетентностного образования и воспитания детей в контакте с различными социальными партнерами;
воспитанию и обучению ребенка совместными усилиями образовательного учреждения и семьи.
Традиционные формы образования мало привлекают дошкольников. Нужны новые способы привлечения к познавательной и творческой деятельности, основанные на интересах современных детей. Для дошкольников интересными формами времяпровождения являются экранные и компьютерные технологии. Но дети из малообеспеченных семей воспользоваться ими не могут, а те, кто могут, выбирают только развлекательные программы.

Становится актуальным вопрос о разработке и внедрении в практику новых форматов: таким детям нужно не только предоставить возможность использовать компьютерные технологии для приятного досуга, а также помочь выявить и развить способности, учитывая индивидуальные интересы и наклонности каждого.

Формирование базовых компетентностей дошкольников возможно через использование в воспитательно — образовательном процессе ДОУ современных образовательных технологий. Рассмотрим некоторые из них.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование — это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

Первый этап

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Второй этап

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

Третий этап

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

По тематике

Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

По составу участников

Различаются по составу групп участников проекта — индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации

По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

Основные этапы методов проектов:

Выбор цели проекта

Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

Разработка проекта

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта

Выполняется практическая часть проекта.

Подведение итогов

Проводится «разбор полетов», оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Виды проектов ДОУ:

Творческие

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Хочется также остановиться и на создании мультфильмов.

Совсем недавно создание мультфильмов нам казалось очень сложным процессом. Так-то оно так, чтобы создать такие мультфильмы, какие мы смотрим в кинотеатрах или по телевидению, надо учиться художественному ремеслу, но! С приходом новых цифровых технологий стало возможным что-то сделать своё, похожее на настоящий мульт.

Создание мультфильмов – это большой спектр разнообразных по форме и содержанию работ. Мультфильмы делаются ручным способом в покадровой съемке, обрабатываются на компьютере.

Использование персональных мобильных компьютеров позволяет малышам управлять рисованными героями, разворачивая сюжет собственной истории, а затем продемонстри-ровать свой шедевр другим воспитанникам и их родителям. А мультимедийные диски с детскими историями удивят, порадуют и вдохновят на новые истории.

Все что связано с анимацией — процесс очень кропотливый и трудоемкий, требующий усидчивости и терпения, индивидуального внимания к каждому, особенно на начальной стадии занятий. Поэтому главное условие – комфортность, работа с небольшим коллективом, возможность оценить себя, научиться ладить со сверстниками.

Особенность деятельности состоит в том, что каждый ребенок, в полном смысле, сможет стать автором: сам сочинить сценарий (иногда даже в стихах), сам нарисовать, анимировать и озвучить мультфильм. При этом через обучение навыкам конструирования, рисования, лепки, мультипликации происходит раннее обучение чтению, математике, развивается координация основных видов движений. Через придумывание сюжета и озвучивание мультфильма происходит формирование активного и пассивного словаря, звукопроизношения.

Следующая нетрадиционная форма работа с детьми – деловая игра.

Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий обучающей деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты детской активности и социального взаимодействия. Деловая игра используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность детям понять различные позиции в решении проблем. Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические, сюжетно-ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.

Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как ребенок будет себя вести в команде, что весьма важно для педагога. Кто из членов команды станет естественным лидером, кто — генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения.

Технология деловой игры
I этап подготовки начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта и состоит из последовательных операций:

Выбор темы. Обязательным условием является то, чтобы используемый в игре материал имел практическое применение в жизни детей.
Формирование целей и задач. Содержанием игровых целей является для участника успешное выполнение принятой роли, реализации игровых действий.
Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач, выбранной темы, состава участников и включает в себя план деловой игры и общее описание процедуры игры.
Диагностика объективных обстоятельств. В данном случае рассматривается вопрос о том, где, когда и при каких условиях будет проходить деловая игра, т.е. оцениваются ее внешние атрибуты.
II этап проведения – процесс игры. С начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

III этап — анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

Все сказанное выше должным образом влияет на формирование таких базовых компетентностей, как информационная (готовность работать с информацией), коммуникативная (готовность к общению с другими людьми), социальная компетенция и толерантность (готовность к сотрудничеству с другими людьми), самообразование (готовность к постоянному совершенствованию). И как результат уровень обученности растет, при этом процент качества знаний остается стабильно на высоком уровне.