Нормы речевого развития детей.

Автор: Жежу Валентина Ивановна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад № 251»

Населенный пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область

Тема: Нормы речевого развития детей.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Возрастные рамки каждого явления указаны средние

3 года

Словарь: 300-400 слов, к концу около 1000 слов

Ребенок повторяет наизусть двустишия и четверостишия;
Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: «Когда папа придет с работы, мы пойдем гулять»;
Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка;
Правильно использует множественное число, правильно использует местоимения «Я», «Ты», «Он»;
Выдумывает забавные словечки и выражения, называет свое имя, пол и возраст.

4 года

Словарь: 1600-2000 слов

Дети различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал);
Понимают обобщающие слова; игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. Проявляются вопросы «Почему?», «Когда?»;
Повторяют за взрослым рассказ из 3-4х предложений, участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок, понимают прочитанные короткие рассказы и сказки;
Могут оценивать свое и чужое произношение, задают вопросы о значении слов; умеют правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменшительно-ласкательными суффиксами;
Постепенно уходят дефекты звукопроизношения, правильно произносит шипящие звуки ш, ж, щ, ч, а так же звук ц;
Исчезает смягченное произношение согласных.

4-5 лет

Дети употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги;
Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины;
Совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы.

5 лет

Словарь: 1900-2200 слов

Ребенок использует сложные предложения, все грамматические формы;
В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.).Употребляются все предлоги, в том числе сложные (из-за, из-под и т.п.);
Совершенствуются возможности пересказа;
Заканчивается формирование правильного произношения согласных.
Page1.jpg

5-6 лет

Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу;
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на них. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картинке, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера

6 лет

Словарь: к 6 годам до 3000 слов

Ребенок должен правильно произносить и различать все фонемы (звуки) родного языка;
Полностью усваивается слоговая структура слов. Дети самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, определяют первый и последний звуки в слове;
Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса;
Дети умеют самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

6-7 лет

Продолжает расширяться словарный запас;
Дети используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря; на скорую руку и др.);
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь, формируется культура речевого общения;
Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы по картине, серии сюжетных картин, умение составлять рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки.