Организация и проведение артикуляционной гимнастики.

Автор: Корсакова Наталья Петровна

Образовательное учреждение: МБДОУ № 28

Населенный пункт: ст. Воронежская, Краснодарский край

Тема: Организация и проведение артикуляционной гимнастики.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык.губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, их способности перестраиваться и работать координировано. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. При произнесении различных звуков речевые органы( язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо) занимают строго определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое.

Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата., умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

Артикуляционная гимнастика – основа формирования речевых звуков( фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы.

Вначале формируются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения переходят к выработке более дифференцированных тонких движений. Вначале педагог рассказывает об упражнении, используя игровые приёмы, затем показывает выполнение упражнения, потом ребёнок его выполняет, а педагог проверяет правильность выполнения. Упражнения должны быть целенаправленными: неважно их количество, важны правильный подбор и качество их выполнения. Необходимо научить ребёнка отработать чистоту, чёткость движений, их плавность , силу, темп, точность движений при смене одного другим, что особенно важно при произношении слогов, слов в спонтанной речи. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго. Переключение к другому движению и положению должно совершаться плавно и быстро. Таким образом, требуется выработать умение точно принимать требуемую позу, удерживать её, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую , выполнять движение в нужном темпе.

Нужно идти от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом. После того как ребёнок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка. С помощью наводящих вопросов взрослого ребёнок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он широкий, узкий) и т.д. Это вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2-3 раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной для каждого ребёнка. В ходе занятия из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети , две трети остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, новое упражнение не вводится.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного аппарата, постепенно оно исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребёнку. Что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнения упражнения. Длительность проведения артикуляционных упражнений и их дозировка зависят от компенсаторных возможностей самого ребёнка , характера и тяжести речевого нарушения. Выполнение упражнений требуют больших энергетических затрат, усилий, времени и терпения. Эффективность работы по совершенствованию артикуляционной моторики определяется активностью самого ребёнка. Его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.