Проект «Быть здоровым — здорово».

Автор: Максимова Валентина Александровна

Образовательное учреждение: МБДОУ д/c № 12

Населенный пункт: г. Сафоново, Смоленская область

Тема: Проект «Быть здоровым — здорово».

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Актуальность

Актуальность данной темы выражена в формировании убеждений и привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, необходимости воспитания потребности в сохранении и укреплении здоровья. Именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам .Одна из основных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, – воспитание здорового человека. В современном мире дети большую часть проводят у телевизора, за столами, играют в малоподвижные игры и т.д., а это в свою очередь влечёт за собой нарушение осанки, задержку возрастного развития, плоскостопие ,ловкости, быстроты, координации движений. Дети ,физически ослабленные быстро утомляемы, у них снижен эмоциональный тонус, а это всё отрицательно влияет на умственную работоспособность.

Цель проекта:

Создание благоприятных условий ,с помощью которых можно организовать физическое воспитание в МБДОУ для укрепления гармоничного физического развития ребенка.

Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта.

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Вид проекта: краткосрочный, групповой, познавательно- игровой .

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Задачи проекта:

Оздоровительные:

Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
Дать представление о ценности здоровья.
Формировать желание вести здоровый образ жизни.
Образовательные:

Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.);
Знакомить родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома.
Обогащать знания детей о витаминах и продуктах питания и их полезных свойствах.
Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы.
Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой.
Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
эЭтапы реализации проекта:

Подготовительный

Разработка перспективного плана, для работы с детьми, родителями и педагогами, подготовка тематических мероприятий.

Практический

Проведение тематических мероприятий, организация консультативной деятельности с родителями.

Заключительный

Анализ деятельности. Оформление плакатов : «Правила, которые нужно не забывать», « Зубная щетка лучший друг для зубов», проведение спортивного развлечения «Мы сильные и ловкие»

Ожидаемые результаты:

Для детей:

1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
2. Сформированность гигиенической культуры;
3. Улучшение соматических показателей здоровья;
4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей;
2. Педагогическая, психологическая помощь;
3. Повышение уровня комфортности.

Для педагогов:

1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
3. Личностный и профессиональный рост;
4. Самореализация.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Физкультурный уголок в группе.
2. Спортивный зал.
3. Спортивный участок на территории МБДОУ.
7. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
8. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий и т.д.).
9. Подборка методической литературы “Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста”.

Формы реализации:

Познавательные занятия;
Беседы с детьми и родителями;
Игровая деятельность;
Продуктивная деятельность;
Организация тематических центров по проекту.
Понедельник

Тема дня:» Это я»

Цели : дать детям представление о себе: о своем теле, здоровье.

Беседа « Я и моё тело»

Рассматривание иллюстраций « Это я»

Сюжетно – ролевая игра « Больница»

Дыхательная гимнастика «Вырасту большой»

Совместная игра «Передай мяч»

Дети образуют круг, под музыку передают мяч по кругу. Музыка останавливается, у кого в руках оказался мяч, отвечает на вопрос: «Назови свои части тела».

Вторник

Тема дня: «Чистота – залог здоровья»

Цели : формирование представлений о правилах личной гигиены, дать детям элементарные представления о микробах и вирусах.

Беседы «Как аккуратность помогает в жизни»

Просмотр презентации «Микробы и вирусы»

Чтение художественной литературы «Девочка чумазая», «Раз микроб, два микроб»

Игровая ситуация «Кукла Катя испачкалась. Как ей помочь?»

Рисование «Микробы»

Ситуативный разговор «Как вести себя в умывальной комнате»

Среда

Тема дня: «Здоровое питание. Овощи и фрукты»

Цели: расширение знаний детей о полезных продуктах, о наличии витаминов во фруктах и овощах.

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Что где растет?», «Собери картинку»

Музыкальная игра «Есть у нас огород»

Лепка «Овощи»

Подвижная игра «Суп – компот»

Группа делится на две равных по количеству детей команды, выстраиваются в колоны. На противоположной стороне группы находится корзина с муляжами овощей и фруктов. Задача команд: одна собирает только овощи, другая команда – фрукты, которые складываются в кастрюли. Один игрок может принести в свою кастрюлю только один предмет. В конце игры подсчитывается только количество правильно собранных овощей или фруктов. Один предмет – одно очко.

Сюжетно — ролевая игра «Фруктовый магазин»

Четверг

Тема дня: « Со спортом мы дружны»

Цели: дать представление о пользе занятий спортом, обогащать знания детей о видах спорта.

Рассматривание иллюстраций «Виды спорта»

Отгадывание загадок про спорт

Беседа « Зачем нужен спорт»

Подвижная игра « Мы ребята смелые»

Спортивное развлечение « Мы сильные и ловкие»

Пятница

Тема дня: «Заботимся о здоровье ребёнка»(консультация для родителей)

Цели: создание ситуации, позволяющей каждому родителю раскрыть содержание своего собственного опыта в воспитании ребенка.

Задачи:

– ознакомить родителей с особенностями физического развития дошкольников;
– ознакомить родителей с результатами развития физических возможностей дошкольников на занятиях физической культуры.

Дискуссия с родителями.

Вопросы:

Развитие умения переносить знания, полученные на занятиях физической культуры в повседневную жизнь.
Профилактика сутулости ребёнка. Что должна сделать семья для решения данной проблемы?
Что нужно знать родителям о физиологии дошкольника?
Что такое режим дня? Для чего он нужен?
Закаливание ребёнка.
Полезные советы на каждый день.

– Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.

– Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью.

– Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
– Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.

– Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.

– Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.

– Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.

– Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
– Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
– Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе со своим ребенком ему навстречу!

Программа «Суббота» активный семейный отдых на свежем воздухе.

Анкета для родителей «Условия здорового образа жизни в семье»

1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни?
2. Используете ли полученные знания в воспитании Вашего ребенка?
3. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику?
4. Как Вы организуете питание в Вашей семье?
5.Что вы считаете здоровым образом жизни?
6. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни?
7. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей?
8.Есть ли в семье спортивный уголок?

9. Считаете ли Вы, что Ваша семья ведёт здоровый образ жизни?

Только совместная деятельность педагога, родителей и детей может дать значительные результаты. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Сценарий спортивного развлечения «Мы сильные и ловкие»

Цель: совершенствовать изученные навыки основных движений в игровой деятельности.

Задачи:

Способствовать формированию основ здорового образа жизни, воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

Доставить детям радость от участия в подвижных играх;

Учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива;

Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции, выносливость.

Оборудование и материал:

Атрибуты для подвижных игр, оборудование для заданий и упражнений, дидактические игры, демонстрационный материал, угощение.

Ход спортивного развлечения:
Воспитатель: «Ребята, вы хотите быть сильными, смелыми, ловкими, умелыми, всегда выигрывать и побеждать? Чтобы такими стать нужно тренироваться . Вы готовы к тренировке? Тогда приступим. Налево, шагом марш! Дети шагают в обход по залу ,перестраиваются в круг и делают самомассаж.

Самомассаж «Ладошки»

Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка, Хлопки в ладоши

Хлоп, другая!

Правой, правою ладошкой Шлепки по левой руке от плеча к кисти

Мы пошлепаем немножко.

А потом ладошкой левой Шлепки по правой руке

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом Легкое похлопывание по щекам

Даже щечки мы побьем.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлопки над головой

По коленкам – шлеп, шлеп! Хлопки по коленям

По плечам теперь похлопай! Шлепки по плечам

По бокам себя пошлепай! Шлепки по бокам

Можем хлопнуть за спиной! Шлепки по спине

Хлопаем перед собой! Шлепки по груди

Справа – можем! Слева – можем! Поколачивание по груди справа, слева

И крест-накрест руки сложим!

И погладим мы себя. Поглаживание по рукам, груди, бокам,

Вот какая красота! спине, ногам.

Воспитатель: «Ой, ребята, посмотрите, дальше нам нужно пройти по этой ровненькой дорожке, а она такая узкая. Стараемся идти осторожно, не сходя с дорожки!»

(Дети проходят по ребристой доске, стараясь сохранить равновесие.)

Воспитатель: «Молодцы, все прошли, никто не оступился. Идём дальше. Но нам преградил путь этот толстый, ленивый кот. И никак нам его не обойти. Как вы думаете, почему он такой толстый? (ответы детей – много ест, мало двигается, не делает зарядку, не занимается спортом) Так как — же нам быть? (предложения детей). Все коты любят играть, думаю и этот не откажется, давайте, поиграем?»

Игра «Кот и мыши»

Воспитатель: «Вот видите, мы сделали двойную пользу, сами побегали, и кота расшевелили, думаю, это ему очень полезно для здоровья, спросите у него, понравилось ему играть, прибавилось у него ловкости? (дети беседуют с котом).

Воспитатель: «Слышите, дети, кто – то стучится к нам в дверь. (воспитатель выходит за дверь и возвращаясь, заносит шапочки для подвижной игры и красиво оформленный пакет с яблоками). Это нам принесли угощение. А на прощание мы с вами поиграем в игру.

Игра «От микроба убегай» — (часть детей надевают шапочки микробов, они по команде ловят других детей , кого не поймают, тот считается самым ловким). Игра начинается со слов:

«Мы злые, злые, злые,

Микробы мы плохие,

Кто кашу не ест

И не моет руки,

Не делает зарядку,

Мы переловим всех по — порядку»

Упражнение на восстановление дыхания «Воздушные шары».

Выполнять в ходьбе по залу.

1 — руки * стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»);

2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-с» или «ш-ш-ш» («шар*!*, спустился»)

Воспитатель: «Вот и закончилась наша тренировка. Мы с вами убедились, что мы все сильные, ловкие, смелые, умелые!».