Проект развития предметно- пространственной среды.

Автор: Коробова Галина Вениаминовна

Образовательное учреждение: МДОУ «Детский сад № 209»

Населенный пункт: г. Ярославль, Ярославская область

Тема: Проект по обогащению развивающей предметно- пространственной среды в группе посредством создания уголка уединения.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 14.04.2019

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому для формирования психологической стабильности ребёнка важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону. Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, пополнить запас энергии, почувствовать себя защищённым.

Уголок уединения в детском саду необходим для снятия переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

Поэтому целью данного проекта является:

Цель проекта: создание условий личного пространства для формирования психологической стабильности ребёнка.

Основные задачи:

1. Создать уголок уединения в группе в соответствии с ФГОС

2. Создать психолого–педагогические условия для психологической стабильности ребёнка.

3. Расширить возможность личного пространства, места уединения для детей в групповом помещении.

4. Обеспечить индивидуальные потребности ребенка и благоприятные условия его развития.

Тип проекта: долгосрочный, групповой, творческий.

Сроки: ноябрь – март.

Продукт проекта: уголок уединения.

В рамках реализации проекта предполагаются 2 направления организации работы:

— Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, обеспечивающей полноценное развитие детей.

— Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников.

Ожидаемые результаты.

Педагоги.

1. Педагогами изучена психолого-педагогическая литература и новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

Дети.

2. Организованная развивающая предметно-пространственная среда, в группе обеспечивает не только возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, но и возможность для их уединения. Именно на это обращено особое внимание в требованиях ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде п. 3.3.1.

3. Систематическая работа по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в группе с использованием материалов уголка уединения приводит к положительным результатам: агрессивные дети меньше ссорятся и дерутся; материалы психологического уголка помогают раскрываться тревожным и застенчивым детям; дошкольники учатся сотрудничать друг с другом.

Родители.

4.Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в образовательной организации.

Этапы работы.

1этап – подготовительный ( накопление знаний).

Постановка проблемы, определение цели и задач творческой работы.
Познакомиться с требованиями к предметно-развивающей среде, изложенными в ФГОС ДОк условиям реализации РППС.
Изучить состояние проблемы построения развивающей предметно-пространственной среды в психолого-педагогической литературе.
2этап –Реализационный этап. (создание уголка уединения).

Уголок уединения в детском саду должен быть небольшого размера. Он, скорее, напоминает небольшой домик, норку, в которой ребенок пережидает стресс, неприятные эмоции, расслабляется, а затем снова идет навстречу коллективу. . Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в конечном итоге, создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.

Уголок уединения совмещает в себе уголок психологической разгрузки, который предназначен для отдыха и релаксации, выплескивания негативных эмоций. Уголок настроения необходим для снятия эмоционального напряжения, поднятия настроения. Тактильный центр нужен для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций.

В нашей группе для создания уголка использовали простое и функциональное решение: между двумя шкафами укрепили палку, напоминающую палку для занавеса в ванной. И на нее по этому же принципу повесили шторки, которые легко раздвигаются и задвигаются.

Уголок уединения оборудован двусторонним мягким матом, подушечками. В нем находятся близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Для релаксации и снятия напряжения у детей мы используем массажные шарики, «Сухой водопад», вращающиеся спирали, калейдоскоп, песочные часы. Обязательный атрибут — мягкие подушки, на которые ребёнок может прилечь и отдохнуть: например подушки-обнимушки. Обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением. При этом, ребёнок может послушать аудиозапись с релаксирующей расслабляющей музыкой, например шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра.Для выплескивания негативных эмоций располагается коврик «злости», топая о который, дети могут избавиться от плохого настроения. В коробочку гнева дети выбрасывают всю свою «злость и обиду», сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего». Так же используется стаканчики для крика.

В уголке уединения имеется зеркало, мягкая игрушка «Черепаха», «Книга доброты», фотоальбом с фотографиями родных детей,альбомы с шуточными картинками, смайлики «индикаторы настроения», игрушечный телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе, чтобы поделиться чем-тосокровенным, а так же книга домашних животных — любимцев детворы. Ребёнку нужно уединиться? Пожалуйста: открой над головой зонтик. К нему прикреплена ткань, играющая роль полога. При желании ребенок может скрыться от посторонних глаз.

Для обогащения эмоциональной сферы, в уголке размещены различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний. Например, такие игры, как «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию»,«Мои чувства», «Ласковые лапки», «Хорошо – плохо». Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если мы видим, что ребёнок чувствует себя некомфортно, то сначала пытаемся мягко выяснить причину его состояния. И только потом, предлагаем ребёнку поиграть в ту или иную игру.Познакомиться с миром эмоций человека позволяет конструктор «Притворщик». Имеется демонстрационный дидактический материал: «Я и другие», «Уроки доброты», «Я и мое поведение».

Для налаживания отношений между сверстниками и устранения конфликтных ситуаций существует Коробочка примирения «Давай помиримся».

Тактильный центр в нашем уголке уединения используется – для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций. Он включает в себя: шнуровки, тактильные мешочки, шумовые коробочки, всевозможные мелкие игрушки.

Уголок уединения ограничен шторками и это позволяет использовать его и как ширму для кукольного театра. А это в свою очередь соответствует требованиям Стандарта к РППС, одним из которых является полифункциональность.

3этап –Презентация результатов работы в рамках проекта.