Проектные дизайн-технологии.

Автор: Попова Елена Ольгердовна

Образовательное учреждение: ГБОУ средняя школа №376

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Проектные дизайн-технологии и развитие творческих способностей школьников.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 11.04.2019

Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

Один пятилетний мальчик очень метко выразил сущность творческого процесса: «Рисовать легко. Просто думаешь о чем-нибудь и рисуешь свою мысль».

Актуальность:

в настоящее время проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных в контексте ФГОС
наблюдается особый интерес к дизайн-образованию, который связан с осознанием человеком возможностей новых технологий для творческого развития и самореализации личности, направленных на создание гармоничной среды обитания человека
внедрение проектных дизайн-технологий в учебный процесс общеобразовательной школы помогает развить у школьников творческое, нестандартное мышление, воспитать художественный вкус, сориентировать но получение массовой творческой профессии.

Творчество – деятельность человека, в результате которой возникает нечто новое, отличающееся неповторимостью, обладающее общественно-исторической уникальностью и социальной значимостью, высшая форма активности и самостоятельности человека.

В основе творческой деятельности человека лежат творческие способности. Творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, ранее не существовавшее.

Проявление и развитие творческих способностей школьников формируется в процессе творческой деятельности в условиях специально организованного педагогического процесса, основная составляющая которого – создание педагогических условий для их развития у всех учащихся. Доминирующим педагогическим условием и средством развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности является практическая работа. В процессе продуктивной творческой деятельности ребенок учится добиваться нужного результата при последовательном воплощении своего замысла. На каждом уроке ученик получает возможность создать свой уникальный творческий продукт.

Одним из важнейших условий развития творческих способностей учащихся в школе выступает личность педагога. Если сам учитель является творческой личностью, то он стремится и умеет организовать творческую деятельность учеников.

Одним из высших проявлений творчества является дизайн. Главная цель дизайна – создание гармоничной предметной среды, удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Дизайн – творческая проектная деятельность по созданию новых предметов, формирующих эту среду. Объекты дизайна оказывают влияние на мировоззрение и психологическое состояние человека, поэтому дизайн может служить реальным средством воспитания личности.

Дизайн-технологии в профессиональной деятельности дизайнера – совокупность средств и методов в процессе художественного проектирования и конструирования, которые служат для воплощения идей дизайнера в жизнь; они являются инструментом в руках дизайнера.

Дизайн-образование – это особый тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно-мыслящего человека, в какой бы сфере социальной практики он ни работал. С точки зрения педагогики дизайн – синтетическая деятельность, в процессе которой ребенок учится мыслить, чувствовать и созидать.

В процессе занятий дизайн-деятельностью учащиеся нуждаются в специальных дизайн-технологиях, адекватных возрасту и применимых для реализации замыслов детей в материале. Основными дизайн-технологиями, внедряемыми в школьное (урочное и внеурочное) образование, являются проектные дизайн-технологии и пропедевтика.

Главная ценностная идея дизайн-образования – воспитание проектного мышления, обучение учащихся методам проектирования, выдвигается сегодня на первый план для всех учеников общеобразовательной школы в контесте ФГОС. Проектная технология придает детской художественной дизайнерской деятельности целенаправленный характер.

Наиболее эффективный способ организации дизайн-деятельности детей – творческий проект, включающий в себя выбор темы, постановку проблемы, поиск идей для ее решения, изучение иллюстративного материала, создание эскизов и, наконец, воплощение своего замысла в материале на основе собственного опыта художественной деятельности и технологий, предложенных педагогом.

Пропедевтика – подготовительные занятия, введение в какую либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме. Суть пропедевтики состоит в том, что педагог помогает ученикам овладеть языком, который необходим для понимания основ проектной культуры в дизайне разных объектов. Благодаря освоению этого языка ребенок получает возможность воплощения своих идей в разнообразных материалах. Таким образом, при выполнении проектных заданий обучающиеся овладевают художественным языком, приемами работы в материале в разных технологиях, адекваных возрасту. В рамках этих технологий ребенок получает свободу для творчества.

Проектная дизайн-технология и пропедевтика в первую очередь создают педагогические условия, необходимые для развития художественно-творческих способностей детей на занятиях дизайном. Наряду с ними необходимы и другие педагогические условия – педагогика сотрудничества, создание свободной комфортной обстановки на занятиях, предоставление свободы выбора тем и материалов, использование современных материалов для творчества.

Использование дизайн-технологий в общеобразовательной школе позволяет развернуть с учащимися свободную интегрированную художественно-проектную деятельность. Реализация детских дизайн-проектов по своей сути схожа с работой профессионального дизайнера.

Внедрение адаптированных блоков комплексной программы Детского Дизайн-центра «Система визуально-эстетического развития школьников 8-18 лет» в работу ГБОУ СОШ № 507 происходило на протяжении многих лет, начиная с 2002 года по настоящее время. Сначала работа велась в рамках Федерального эксперимента, в который были включены три школы Санкт-Петербурга (№ 507, № 642 «Земля и Вселенная» и № 175), который по результатам экспертизы был признан успешным. В настоящее время в контексте требований ФГОС сотрудничество с Детским Дизайн-цетнром ГБОУ СПб ГДТЮ становится особенно актуальным . С 2017 года по настоящее время проектные дизайн-технологии внедряются в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ средней школе № 376 Московского района.

«Азбука творчества»;
«Геометрические формы»;
«Бумажная пластика»;
«Природные формы и формообразования»;
«Графические преобразования».
Элементы проектных дизайн-технологий внедряются в урочную и внеурочную деятельность и в других школах, но эта деятельность является фрагментарной, не являясь системной и последовательной.

Работа в школе ведется с возрастными группами 7-15 лет. Внедряемые программы учитывают возрастные особенности детей. В каждой возрастной группе программы получают новое развитие, задания усложняются с учетом применения детьми знаний, умений и навыков, полученных ранее. Каждая из программ Дизайн-центра, внедряемых в обучение, имеет свои основные задачи и предполагает конкретные технологии выполнения заданий (использование пропедевтики).

«Азбука творчества» – первая развивающая программа, направленная на раскрытие в ребёнке творческой личности, проходящая в игровой форме и рассчитанная на детей 7-8 лет.

Курс «Геометрические формы» рассчитан на детей 9-13 лет и позволяет увидеть окружающую среду с конструктивной точки зрения, обратить внимание на структуру формы, отработать технологические приемы. В этой программе изучаются конструктивные, комбинаторные выразительные качества геометрических фигур.

Курс «Бумажная пластика» (7-13 лет) развивает фантазию, мелкую моторику от простейших навыков работы только руками до введения технологий работы с объемом. Программа позволяет на практике изучать характер и пластические свойства бумаги.

В курсе «Природные формы» (10-13 лет) главное – научиться наблюдать окружающий мир, изучать его, пропускать через себя и отобразить. В основе программы – образы и формы природного мира. Мир вокруг многообразен и неповторим, каждая из форм имеет свою функцию, цвет, взаимосвязь со средой обитания.

Программа «Графические преобразования» (12-13 лет) знакомит с различными способами получения изображений и методами стилизации, а также практикой последовательной трансформации формы, применяемой в дизайн-графике.

В результате проделанной работы — теоретических исследований и практической работы, выявлено, что внедрение дизайн-технологий в учебный процесс общеобразовательной школы позволяет:

эффективно развивать творческие способности учащихся на занятиях дизайн-деятельностью;
достичь положительных личностных, предметных и метапредметных результатов, что соответствует современным требованиям ФГОС;
придать занятиям социальную значимость;
использовать дизайн-технологии в урочной деятельности;
сохранить у учащихся интерес к художественному творчеству в подростковом возрасте.
выявить одаренных детей;
достичь высоких результатов в выставочной и конкурсной деятельности;
помочь ученикам в профориентации;
успешно представить опыт на международном уровне.
Творческие работы обучающихся, выполненные с применением проектных дизайн-технологий, нашли практическое применение в школьных выставках детского творчества и на праздниках, стали органичной частью жизни детей. Изготовление подарков и открыток для близких к праздникам, а также участие в благотворительных акциях, способствует воспитанию нравственного и отзывчивого человека.

В настоящее время большое значение придается сотрудничеству школ с социальными партнерами. Участие и многочисленные победы в районных, городских и всероссийских выставках и фестивалях детского творчества помогает встраиванию ребенка в культурное пространство Петербурга. Социальными партнерами школы № 507 в области художественного образования являются Дворец Детского Творчества Московского района, Государственный Русский музей, Городской Дворец Творчества Юных, Союз женщин Петербурга, региональная благотворительная организация «Кто, если не мы», гимназия Пуолала в финском городе Турку.

Можно с уверенностью говорить о необходимости внедрения проектных дизайн-технологий в практику школы в рамках художественного образования учащихся, так как пробуждение в ребенке творца, художника и ценителя прекрасного вызывает только художественная деятельность, непосредственно связанная с жизнью.