Советы родителям по формированию мотивации к обучению в школе.

Автор: Ильина Татьяна Николаевна

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 297 СПб

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Советы родителям по формированию мотивации к обучению в школе.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Сегодня все чаще родители сетуют на то, что дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Такое негативное отношение к учебе волнует и педагогов начальной школы. Так почему же снижена или совершенно отсутствует положительная мотивация к учебной деятельности? Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % — от мотивов. А это значит, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов. Младший школьный возраст благоприятен для формирования учебной мотивации. В этом возрасте необходимо заложить основу для умения, желания учиться. Что же надо знать о мотивации родителям?

Что такое мотив и мотивация?

Мотив- это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Мотивация- система мотивов, побуждающих ребенка познавать новое, углубляться в понимание вещей, анализировать, осмысливать определенные факты, явления, идеи, искать нужную информацию, применять ее при определенных условиях. Мотивация, ее формирование и коррекция лежат в основе школьных успехов и проблем. Формирование мотивации — это прежде всего создание условий для проявления внутренних побуждений к обучению, осознание их самими учащимися и последующим саморазвитием мотивационной сферы.

Сухомлинский писал: «Тонкие роднички, из которых наполняется река единства обучения и воспитания — это желание ребенка учиться». Как же открывать эти роднички, как сделать, чтобы они не заилились? Чем предупредить тревожное явление, с которым, к сожалению, часто приходится сталкиваться нам педагогам. Ребенок нес в школу огонек жажды знаний, но он быстро погас, взамен родился страшный, злейший враг обучения – равнодушие?

Вроде и создается учителем много для обучения. А причина проблемы проста — ребенок не понимает, зачем ему это нужно. Нет мотивации.

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

желание учиться и овладевать знаниями;
радоваться процессу обучения;
побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
стремление к учебному успеху в школе;
желание получать высокие отметки за свои знания;
стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
умение подчиняться школьным требованиям;
навыки самоконтроля.
Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у ребёнка с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
(Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)
Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов.

1-19 баллов — низкаямотивация. Подобные показатели указываю на существующую проблему. Необходима работа по формированию положительной мотивации.

20 – 24 балла– хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

25 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

Повышение школьной мотивации, советы психолога для родителей

1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или проект, который он должен выполнить.

4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что он говорит правду.Потратьте 30 минут на повторение изученного материала.

5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.

9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.

10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

16. Позитивно, регулярно поддерживайте ребенка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.

«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,

Гулять и играть должен юный мальчишка,

Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –

Такая проблема всем взрослым знакома!

Как всё же ребёнка заставить учиться,

За книжкой упорно весь вечер сидеть,

Не надо ребёнка ругать бесконечно.

Попробуйте лучше в нём волю развить,

С ним вместе вам надо учиться, конечно,

А главное – просто ребёнка любить».

Успехов и терпения Вам в деле воспитания своих детей!