Требования к организации занятий по художественно-эстетическому развитию.

Автор: Кузьмина Оксана Николаевна

Образовательное учреждение: Д/С № 19

Населенный пункт: г. Клин, Московская область

Тема: Требования к организации занятий по художественно-эстетическому развитию.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 31.03.2019

Получить в детстве начало эстетического воспитания –

значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,

умение понимать и ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному творчеству.

Н. А Ветлугина

С первых лет жизни ребенок неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств, вхождение в культуру. Иными словами, художественно-эстетическое развитие и вся детская деятельность, направленная на него, есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о развитии эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формировании позитивных установок к различным видам творчества.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии речевого творчества; развитии звуковой и интонационной культуры речи; знакомстве с книжной культурой, детской литературой, понимании на слух текстов различных жанров детской литературы.

Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает развитие таких физических качеств как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Если формы организации работы по данному вопросу разнообразны, то и результаты проявляются в различных видах деятельности. Так знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки.

Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).

Художественно-эстетическое развитие удовлетворяет острую потребность детей в самовыражении и является одним из самых любимых занятий. В этом виде деятельности дошкольники проявляют высокую заинтересованность и, что важно, небольшую утомляемость. Эти факторы положительно влияют на эмоциональное состояние, общее психическое развитие ребенка и вместе с тем эта деятельность — является средством всестороннего развития ребенка.

Формы организации художественно – эстетической деятельности детей разнообразны: это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно соблюдать принцип постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования личности уже на первых этапах её становления. Конструирование и ручной труд, игра и рисование, самостоятельная детская деятельность. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка:

— желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

— желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Художественно-эстетическая деятельность — одна из самых любимых у детей. Поэтому предметно – развивающая среда центров в группе требует глубокого осмысления, оформления и пополнения с учётом новых требований. Среда создаётся с целью создания в группе обстановки для творческой активности детей, способствования возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности. Материалы и оборудование центра могут использоваться в совместной деятельности взрослого и ребят, в самостоятельной деятельности не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.

Для того, чтобы уголок действительно стал центром детского творчества, необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения. Центры должны быть оборудованы так, чтобы дети могли свободно подойти к уголку (центру) и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу. Уголки и центры занятости должны содержать разнообразный материал, пособия, игры. Требования к развивающей предметно – пространственной среде:

— насыщенность среды

— вариативность среды

— доступность среды

-безопасность среды

Задача воспитателя – стимулировать и направлять творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуальной и коллективной деятельности. Собственное детское творчество – пусть самое простое, собственные детские находки – пусть самые скромные, собственная детская мысль – пусть самая наивная, вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие способностей.

Если говорить об основной компетенции педагога, то это в первую очередь – обеспечение эмоционального благополучия через:

— непосредственное общение с каждым ребенком;

— уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

— не ждать от детей быстрых результатов – они обязательно

будут, просто не торопите события, будьте терпеливы;

— не забывайте о доброжелательности;

–не спешите давать оценку детским работам — это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях;

— не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал ««ищет» выхода; вы сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться;

— попробуйте сами поиграть в « креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов.

Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко в том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества.

Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы. Эффективность деятельности по художественно – эстетическому развитию во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ ( воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя) специалистов( психолога, логопеда, инструктора по физической культуре).Каждый сотрудник берет на себя определенные обязанности в области художественно – эстетического развития. Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования.