Автор: Незамаева Лидия Николаевна
Образовательное учреждение: МДОУ «Благоевский детский сад»
Населенный пункт: п. Благоево, Республика Коми
Тема: Сценарий развлечения для детей 5-7 лет «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория
Возрастная группа: старшая и подготовительная к школе группы
Тема занятия: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
Дидактическая цель: Систематизация знаний о зимующих птицах.
Тип занятия: закрепление пройденного материала
Задачи: 1. Расширять знания детей об особенностях некоторых зимующих птиц.
2. Формировать представление о взаимосвязи природных явлений.
3. Закреплять умение заботиться о птицах, не причиняя им вреда.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: словесные — моделирование игровой ситуации, инсценировки, вопросы, загадки, объяснение, инструкции, аудиозапись «Голоса птиц»;
наглядные – демонстрация совместных поделок;
практические — упражнения.
Средства обучения: художественное слово, музыкальное произведение, демонстрационный и раздаточный материал.
Организационный момент
Звучит музыка «Как прекрасен этот мир». Под музыку входят дети.
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря включили эту музыку. Именно она призывает нас остановиться и посмотреть вокруг. Он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Необычайно удивительным миром природы является мир птиц, как их называют пернатый мир. А 15 января в самую середину зимы отмечается Всероссийский День зимующих птиц.
Вводная часть
Неожиданно стук в дверь, заходит ребёнок – Снеговичок.
Снеговичок: Здравствуйте! Я — Снеговичок, принёс вам письмо из страны зимующих птиц. Получите!
Ведущая: Здравствуй, Снеговичок! Спасибо за письмо. Давайте прочитаем, что там написано?
Раскрывает конверт и читает письмо
Ведущая: Дети, нас приглашает на праздник зимующих птиц сама Хозяйка царства птиц. Ой, а как же мы туда попадём, мы и дорогу не знаем?
Снеговичок: Я вам покажу дорогу в её Зимний сад. А отправимся мы туда на лыжах.
Дети имитируют ходьбу на лыжах под звуки, звучит музыка леса, в зале появляется Хозяйка царства птиц.
Основная часть
Хозяйка царства птиц:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь!
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы пришли ко мне в гости. Я – Хозяйка царства птиц. А вы дружите с жителями моего царства – птицами? Вы им помогаете?
Ответы детей
Хозяйка царства птиц: Царство моё огромное. Где только не живут птицы: в лесах и садах, на лугах и полях, около воды – всюду вы услышите их удивительные голоса. Но когда наступает зима, жителям моим приходится не сладко. Не все мои птицы могут перенести суровую северную зиму. Вот я и хочу узнать, знаете ли вы, какие птицы еще осенью улетают на юг, а какие могут остаться с нами зимовать.
Ответы детей.
Хозяйка царства птиц: Теперь я предлагаю вам поиграть. Кому я вручу карточку, тот сразу превращается в ту птицу, которая на ней изображена.
Игра «Зимующие и перелетные птицы»
Хозяйка раздаёт медальоны с изображением разных птиц. Звучит музыка. Дети «летают» все вместе. Когда музыка останавливается, перелетные птицы собираются у Солнышка, зимующие у Снежинки. Кто перепутал, того другие птицы выгоняют.
Хозяйка царства птиц: А вы знаете, как зимуют мои птицы? Пока снега мало, зимующим птицам еды хватает: они собирают семена с деревьев и трав, которые еще видны из – под снега. А вот когда зима наметёт огромные сугробы и все растения с семенами спрячутся в снегу, тогда моим птицам приходится совсем плохо. Да и морозы к середине зимы усиливаются. И согреть птиц может только еда. Есть у меня волшебное пёрышко. Сейчас я взмахну своим волшебным перышком, и вы что – то увидите.
Звучит музыка. Сценка «Доживем до весны».
Появляется взъерошенный воробей.
Воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться по — лучше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья:
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в тёплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да ещё и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик — чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать!
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно:
Перестань трещать, сорока,
О еде, о жизни лёгкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждёт еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны.
Сорока (возмущенно):
Чик — чирикин, ты не прав!
Разузнала я вчера:
Это — славные ребята,
А зовут их — дошколята.
Так летим же в детский сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!
Воробей (недовольно):
Нет, не верю всё равно!
Синичка (задумчиво):
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в детский сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу —
Я всю зиму есть хочу.
Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша синичка и воробей.
Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
Ведущий: Ребята, наши птицы летали на кормушки и подкрепились там. И всё же птицы нередко голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны? (подкармливать птиц). Чем кормятся птицы? Давайте поиграем в игру
Игра «Покормите птиц»
Необходимо разложить корм, соответствующий птицам.
Синицы———-кусочек сала
Клесты———-кедровые орехи
Снегири———ягоды рябины
Воробьи———-пшено
Голуби———семена подсолнечника
Ведущий: Не страшна зима птицам, если есть корм. Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами. Давайте послушаем птичий разговор.
Сценка
Сорока: Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Щегол: Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнёшь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей: Безобразие. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить не солёное, у нас от солёного животы болят.
Клёст: Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?
Ведущий: Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные.
Хозяйка царства птиц: А скажите, дети, вы кормушки умеете делать для птиц?
Стихотворение «Кормушка» читает ребёнок
Кормушку сделаю для птиц.
Для воробьёв и для синиц.
Пакет возьму от молока.
И дырки сделаю в боках.
Насыплю крошек и крупы.
Чтоб пировали воробьи.
Чтоб птички в гости прилетали.
И никогда не голодали.
Показ кормушек, сделанных семьями воспитанников.
Кормушки могут быть в виде домиков с крышками и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.
Хозяйка царства птиц: Запасы корма в зимний период значительно уменьшаются. Для птиц зима – очень тяжёлое время года.
Я думаю, что горсточка семечек, маленький кусочек несолёного сала найдётся у каждого из вас. Зная, как тяжело птицам, вы теперь не будете их обижать, потому что они верные друзья леса и сада. Если подружитесь с птицами, будете внимательны к ним, они откроют вам множество птичьих тайн. В конце зимы, когда прибавляется день и пригревает солнце, птицы начинают петь. Угадайте, какая птица произносит такие звуки:
Дидактическая игра «Голоса птиц»
Ведущий:
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей.
Загадки
1. Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.
Дети: Синица
Ведущий: А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется –«Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.
2. Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют.
Не боится он простуды — с первым снегом тут как тут.
Дети: Снегирь.
Физкультминутка «Снегирёк»
Сел на ветку снегирёк (все присели)
Пошёл снежок, и он промок (выпрямиться, поднять руки вверх, покружиться)
Ветерок, подуй слегка, (лёгкие наклоны в стороны)
Обсуши нам снегирька. (Бег по кругу)
3. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок — получается прыжок.
Дети: Воробей
Ведущий: Любят очень воробьи зерно. Целые воробьиные стаи собираются в полях, воруя зёрна – «Вора бей! Вора бей!» — кричали люди, отгоняя не прошенных гостей. Отсюда и название — воробей.
4. Он по-рабочему одет — удобно, просто, ловко.
На нём малиновый берет и пестрая спецовка.
Дети: Дятел
Ведущий: Существуют приметы о дятле «Если в марте слышен звук дятла – к поздней весне».
5. На рябину налетели дружной стаей …(Свиристели)
Дети: Дятел
6. Днем спит, ночью летает.
Дети: Сова
7. Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит …(Сорока)
8. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Он бесстрашней всех в природе, ведь зимой птенцов выводит.
Дети: Клёст
Ведущий: Да, ребята, зимой в лесу есть удивительные птицы. Почему удивительные? Посмотрите.
Сценка «Дятел и клёст»
Дятел: Чего ты, клёст, визжишь? Обидели тебя что ли?
Клёст: Да нет, дятел, это я радуюсь!
Дятел: Нашёл время радоваться…
Клёст: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!
Дятел: В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!
Клёст: Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.
Ведущий: Ребята, а почему у клеста птенцы зимой выводятся?
Дети: Потому что зимой им есть что кушать.
Ведущий: Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть. Весной малыши уже летают стайками. Но интересней всего у клёста клювы – ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямыми клювами, как и все остальные, но когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется.
Хозяйка царства птиц: Вы молодцы. Много знаете о птицах, помогаете жителям моего царства в самое трудное для них время. Поэтому – я хочу вас наградить.
Вручает детям свидетельство «Друг птиц».
Хозяйка царства птиц: Дружите с птицами, помогайте, оберегайте их везде и всегда, и тогда окружающий нас мир будет прекрасен. А теперь я прощаюсь с вами. Спасибо Вам, друзья!!!
Сделанные кормушки дети развешивают на улице, насыпают корм.