Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Автор: Монгуш Наталья Валерьевна

Образовательное учреждение: МБОУ Чыраа-Бажынская СОШ

Населенный пункт: с.Чыраа-Бажы, Республика Тыва (Тува)

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 15.04.2019

Наше будущее — это наши дети. Состояние здоровья школьников России вызывает обоснованную тревогу. По данным Минздрава РФ, уже в дошкольном возрасте у значительной части детей(68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей имеют хронические заболевания и только один ребёнок из трёх остаётся здоровым.

Эту статистику подтверждает и тот мониторинг состояния здоровья, который я провела в сентябре 2012 года, когда в школу пришли 18 моих первоклассников. Выяснилось, что более половины учащихся класса обращались за помощью к врачам узких специальностей (в том числе к невропатологу — 21% , к логопеду — 29 %). Изучив вместе с медиком школы медицинские карты первоклассников, выяснила, что из 18 учащихся выявлено нарушение зрения- 5 учащихся; нарушение осанки- 7; нервозность – 4 учащихся.

За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в 4 раза — количество нарушений психического здоровья.

К выводу о том, что обучение неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги- практики.

Цель современной школы — подготовка детей к жизни в мире, полном огромного объёма информации.

Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один.

Как, наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей, создать условия для полноценного восприятия детьми знаний?

Поиск ответа на этот вопрос привёл меня к необходимости такой организации работы на уроке и во внеклассной деятельности, которая явилась бы спасением от «школьных болезней». Поэтому основой моей работы стало изучение и использование здоровьсберегающих технологий.

Педагоги – дидакты рассматривают здоровьесберегающую технологию как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Целью здоровьесберегающей педагогической технологии является обеспечение учащихся возможностью сохранения здоровья за период обучения, сформировать уроках использую необходимые знания, умения и навыки не только

общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Какие средства должен использовать учитель? Здоровьесберегающие образовательные технологии предполагают использование средств двигательной активности, использование оздоровительных сил природы, учёт гигиенических факторов.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил о важности движения для детского организма: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

На своих уроках использую следующие средства двигательной активности:

-элементы движений (ходьба, бег, прыжки);

-физические упражнения без предметов;

-танцевальные упражнения (музыкальное сопровождение);

-физкультминутки и подвижные перемены;

-эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

-гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний и нарушений осанки, для тренировки зрительного анализатора);

-самомассаж.

Считаю важным обращать внимание на такие гигиенические факторы как соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приёмам здорового образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса доски.

Целесообразно использовать и оздоровительные силы природы:

-солнечные и воздушные ванны;

-водные процедуры;

-фитотерапия;

-ароматерапия;

-витаминотерапия.

Каждый год дети проходят курс приёма витамина С в предгриппозный период.Каждое утро детям раздаю витамины, чтобы укрепить иммунитет.

На родительском собрании была дана информация родителям о фито- и ароматерапиях, рекомендации по их использовании.

Использование на уроке различных методов обусловлено принципами здоровьесберегающей технологии.

На своих уроках использую такие методы как:

— фронтальный;

— групповой;

— практический метод;

— познавательная игра;

— ситуационный метод;

— игровой метод;

— метод индивидуальных заданий.

При общении с учащимися на уроке стараюсь «открыть» ученика на общение. Для этого слежу за своей позой во время урока (открытая поза; плавная пластика; для привлечения внимания делаю несколько шагов от стола вперёд, для ослабления внимания – несколько шагов назад.)

Подачу информации осуществляю с позиции «Мы» (преодоление физического и социального барьеров), стараюсь осуществить личный контакт вербально, визуально, тактильно.

В общении важно «соучастие» ученику (проявление интереса, оказание помощи),«возвышение» ученика (пользоваться правилом «Трёх «П» — Понять, Признать и Принять ученика таким, каков он есть; просить посильной помощи, поддерживать оптимизм).

При построении урока необходимо учитывать основные функции высшей нервной деятельности. Обучение можно рассматривать как процесс формирования у школьников условных рефлексов, которые могут быть возбуждены или заторможены под воздействием внешних раздражителей, в числе которых и стиль общения учителя с учащимися, и правильное использование оценки и отметки (больше поощрений, меньше наказаний).

Знание о четырёх типах высшей нервной деятельности предполагает индивидуальный подход в обучении. Тип высшей нервной деятельности влияет на работоспособность учащихся в течение года, четверти, учебной недели, дня, урока.

Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьясбережения ребёнка.

При построении урока следую гигиеническим критериям рациональной организации урока.

Число использованных мною видов преподавания (словесного, наглядного, самостоятельные работы и др.) не более трёх при чередовании не позже, чем через 10 – 15 минут.

При применении ТСО руководствуюсь гигиеническими нормами.

Наблюдаю за чередованием поз учащихся, корректирую их в соответствии с видом работы, слежу за посадкой. Чем естественнее поза ребёнка на уроке, тем менее напряжён ученик, что говорит о его психологическом комфорте, а это – важнейшее условие предупреждения утомляемости.

Психологический климат на уроке, где преобладают положительные эмоции, оказывает позитивное воздействие на здоровье детей. Я помню, что у 21% моих детей за плечами лечение у невропатолога.

Обязательным условием урока считаю проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов (танцевально-ритмических, физкультурно-спортивных, двигательно-речевых, познавательных). Упражнения, включённые в физкультминутки, помогают сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе.

В процессе обучения школьников до 80 — 90% нагрузки приходится на зрительный анализатор. Зная, что у 10% моих детей уже при поступлении в школу были различного рода нарушения зрения, считаю необходимым проведение на уроке комплексов упражнений для глаз и использование отдельных приёмов технологии профессора В.Ф.Базарного. Например: рассматривание мелких картинок, расположенных высоко на стенах классной комнаты; «путешествие глазами» по траекториям; а затем повторяют его движения сами.

Вместе с родителями стараемся создавать благоприятные условия в классном помещении: при ремонте для окраски использовали тёплый оттенок салатового цвета матовой краски.

В течение учебного года меняю расположение посадочного места для каждого ученика.

К концу обучения в 1-м классе % детей с нарушениями зрения не изменился.

Моя работа по здоровьесбережению во внеурочное время предполагает различные формы деятельности: КВН, «Уроки здоровья», игры, экскурсии. Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Руководствуясь в своей работе принципами здоровьесберегающих технологий, опираясь на личные наблюдения и наблюдения родителей детей, могу констатировать, что состояние психического, социального и нравственного здоровья не ухудшилось, а здоровья физического — даже улучшилось.

Прогресс есть, а значит, я двигаюсь в правильном направлении.