Педагогические эссе «Моя педагогическая философия»

Течение времени не видит никто. Лишь стрелки часов, школьные звонки и взрослеющие ученики напоминают об этом. Время ощущается нами через незримые следы, образы, которые оно оставляет для осмысления и раздумий. Приметы и образы нашего времени…

Бурная река изменений в стране, затронувших все стороны нашей жизни, постепенно успокаивается, входит в берега повседневного бытия и побуждает к размышлениям, о том, что было, что есть, что будет. И прошлое, и будущее – это поколение людей, их жизнь, их дела, надежды.

Безусловно, все стратегии будущего начинаются сегодня в школе. Это доказывают серьёзные перемены, происходящие в российском образовании на современном этапе. Мы вступаем в эпоху, когда, по моему убеждению, образование становится увлекательным, желанным занятием.

И именно учитель– связующая нить между прошлым и будущим. Ведь след человека не только посаженные деревья и построенные дома. Всё, что тобой сделано, остаётся жить в тебе самом и в других людях, передаётся из поколения в поколение как незримое человеческое богатство, – вот самая главная ценность.

Именно такой жизненный путь я выбрала для себя. Почему? Часто размышляю над этим вопросом. Наверное, потому что взяв ребенка за руку, я могу увести его в интересный и увлекательный мир науки. Потому что, поднимаясь по лестнице знаний, я могу наблюдать, как растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними расту и совершенствую свое умение и я. Потому что я испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше. Потому что каждый ребенок – это звездочка, которая лишь до поры сдерживает свое сияние.

На мой взгляд, счастье для педагога, когда его ученики становятся для него учителями, когда ученики в конечном итоге знают и умеют больше учителя.

Каждый день передо мной встаёт вопрос: что я могу дать детям? Чему научить? И каждый день я отвечаю на него по-разному.

Конечно, математике! Любимой, трудной и увлекательной математике. Далёкой от реальностей жизни и пронизывающей всю нашу жизнь. Казалось бы, ненужной большинству людей, но необходимой каждому. Стараюсь убедить детей в том, что математика – это язык изучения окружающей нас действительности, язык в высшей степени абстрактный и в высшей степени логичный. Стремлюсь показать её красоту, её поэзию. Пытаюсь открыть, что математика – это воля и труд, особая философия, мировоззрение. Стараюсь научить математике, науке из наук, искусству из искусств.

Однако приходит осознание того, что научить предмету – это безумно мало. Учитель приходит к детям для чего-то большего.

Нельзя замыкаться в рамках предмета, жизнь гораздо шире, и нужно суметь показать ребятам как можно больше её граней. Нужно научить их самих быть многогранными и интересными людьми. Я обязана. Я могу многому научить ребят! Научить, дать, показать. Как я учу своих ребят? Стараюсь следовать Аристотелю, который говорил: «Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеет целью восполнить то, чего недостаёт от природы». И ещё: стараюсь иметь в запасе разные педагогические приёмы. Один отбросила – другой пригодился. Главное – чтобы они были человеческими.

Говорят, что юным легче приспосабливаться к сегодняшней жизни. Это неправда. Сегодняшние дети, на мой взгляд, ещё обострённее чувствуют фальшь и несправедливость, боль и ложь. И если школа оставит ребёнка один на один с этим миром, она предаст его. Всё-таки учитель приходит в класс не только для того, чтобы научить своему предмету. Я всегда помню простую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаёшь, и тех. кому преподаёшь. Я люблю свою работу, люблю моих учеников.

Жизненный опыт помог понять: в творчестве учителя и отдых, и радость, и обновление. И в атмосфере добра. Самые благие начинания сойдут на нет, если попадут в зону равнодушия. Может ли учитель подарить счастье ученику, если он погружён в рутину и лицемерие? И не помогут здесь ни стандарты, ни программы, ни концепции, ни приоритетные направления. Главное, чтобы Учитель не отступил от своего Дела, не сошел с Дороги, по которой ему идти вместе с Учениками.

И в заключение, я хочу вспомнить притчу о царе, который  мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный,  какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час — настоящий, тот,  который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому призванию отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня — мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье.

Мудрец подобен водам родника.

Постигнуть мудрость — в жизни разобраться

И передать ее ученикам,

Чтобы плодов от их трудов дождаться.

Колбасова Лариса Александровна