Современной школе  — современный учитель

Учитель живет до тех пор,

пока он учится,

как только он перестает учиться,

в нем умирает учитель.

К.Д. Ушинский

Современный учитель. Кто он? Каким должен быть? В последнее время люди все чаще задаются этим вопросом. Некоторым даже кажется абсурдным сочетание «современный учитель», так как в умах уже установился образ учителя, не знакомого с современными технологиями, не представляющего, чем сейчас заинтересованы ученики. Признаться, и со мной часто случались казусы, когда окружающие не верили, что я работаю учителем, повторяя: «Но ты же молодая, зачем тебе это?».

Хотя я и поступила в педагогический университет, практически до самого последнего – до 5 курса не было уверенности, что пойду работать в школу. Все изменилось на педагогической практике. Именно тогда я поняла, насколько приятно видеть заинтересованность в глазах учеников, ощущать, что делаю что-то нужное, поняла,  насколько может и мне, учителю, нравиться процесс обучения. Тогда же, на практике, стало ясно, что традиционный подход к урокам далеко не всегда подходит, а на некоторых уроках и неприемлем.

Современный учитель должен находиться в постоянном творческом поиске, думая над вопросами «каким образом учить?», «какие методы и технологии для этого применять?»

Мы живем во время развития научно-технического прогресса. Развивается наука, развивается мир, вместе с ними меняется школа и ученик.  Конечно, должен меняться и учитель.  Новые условия жизни, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Образование – это источник развития общества. Действительность требует от человека быть творческим, способным быстро переучиваться, самостоятельным. Не стоит забывать о том, что во многом от учителя зависит, сможет ли учащийся и в будущем «учиться», самостоятельно работать. Работа современного учителя должна быть направлена на формирование у ребенка творческого мышления.

На уроках я столкнулась с некоторым неприятием традиционной модели образования, она видится тусклой и не вызывающей отклика. В процессе поиска решения проблемы был использован метод Case study (метод конкретных ситуаций). Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. По-моему, его применение удачно на уроках литературы. Многим детям классическая литература кажется скучной и не стоящей того, чтобы тратить на ее прочтение время. Посредством «вживления» текста в жизнь, как показал опыт, можно заинтересовать учащихся, сподвигнуть на изучение текста.

На уроках русского языка дается текст «из жизни». Учащиеся редактируют текст и рассуждают на тему грамотности в интернете, примеряют ситуацию на себя.

Современное общество требует людей креативных, способных создавать нестандартные решения. Перед учителем стоит сложная задача — сделать  условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, научить их самостоятельности. Важно, чтобы ученики научились не только отвечать на вопросы учителя, но и самостоятельно ставить их для себя в процессе обучения. Воспитание человека, готового к самостоятельной взрослой жизни,  –непростая  работа, которую ставит перед собой учитель .

В решении этой задачи учителю помогает использование проблемных методов.

Задача учителя при применении частично-поискового метода — научить учеников самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся у учащихся знания и умения. Ученикам самим предлагается найти правильный ответ. На таких уроках дети превращаются в маленьких исследователей, всерьез заинтересованных поставленной проблемой. Этот метод позволяет ученикам  не пассивно воспринимать информацию, а самим активно участвовать в уроке, выдвигать свои предположения.

Исследовательский метод  предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме.

Здесь, я думаю, уместно вспомнить высказывание философа Маклюэна: «…Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является скорее открытие,  нежели обучение». Современному миру нужны активные люди, творческие, способные на открытие. Поэтому именно в учебном процессе  особенно важным должно выступать формирование такой личности, умеющей находить  пути решения, порой и нестандартные.

Не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо знать ИКТ и употреблять их в учебном процессе. Не стоит забывать, что наша жизнь стала немыслимой без компьютера.  Кроме того, уроки с применением ИКТ повышают интерес к изучаемому предмету, позволяют  шире реализовать свои творческие способности.

Действительность требует от человека запоминания большого количества информации. Для улучшения запоминания можно использовать такие методы, как кластер и графический денотат.

Кластер — это графический прием систематизации материала. Вокруг располагаются крупные смысловые единицы, определяющие суть главного слова. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе. Этот метод работает на запоминание материала, помогает показать системные отношения в русском языке. Для эффективности можно использовать презентацию. Мне кажется, что она поможет наглядно представить материал.

Не случайно для написания этой работы я выбрала высказывание К.Д. Ушинского. Современный учитель должен учиться постоянно, должен развиваться, идти в ногу со временем, использовать современные технологии. Но самое главное, он должен быть уверен в правильном выборе своего пути, ведь в его руках —  будущее.

 

Рыжкова Е.С.