Педагогические эссе «Проблемные вопросы в современном образовании»

Образование — это процесс, от которого зависит будущее нации. Именно поэтому особенно важно решать все проблемы, связанные с этой сферой общественной жизни.В процессе работы я сталкиваюсь с множеством проблем. Их действительно достаточно, но я хочу поговорить лишь о некоторых из них.

Одна из них – достоинства и недостатки существующих учебных программ и учебных пособий. Жизнь идет вперед – и, желаем мы того или нет, придется вырабатывать новые решения проблемы ее преподавания. Мое мнение, что объем и требования школьной программы сейчас завышены и превышают реальные умственные, физиологические и психологические возможности «среднего ученика».

Если сохранять объективность, то можно безболезненно сократить обязательный материал, четко определить самый необходимый, с общеобразовательной и житейской точек зрения, базовый объем знаний, который и должен быть добротно усвоен.

Хорошая программа, на мой взгляд,  – эта та, которая сочетает в себе учебную базовую программа и творческое восприятие программы самим учителем. Такая программа играет в совершенствование педагогического мастерства учителя существенное значение. И, на мой взгляд, в работе необходимо использовать такие программы. На своих уроках я вношу много авторских идей в стандартную программу.

Вторая проблема, которая меня волнует на данный момент – это роль информатизации в образовании, так как сейчас часто говорят о здоровьесберегающих технологиях, то хочется поговорить именно об этом.

В последнее время в России уделяется большое внимание развитию информационных технологий в различных областях. Внедрение новых информационных технологий в область здравоохранения требует от специалиста информационной компетентности, стремления к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний в соответствии с требованиями современного рынка труда, сочетания профессиональной деятельности с непрерывным обучением. В условиях информатизации в образовательных учреждениях создаются необходимые условия к воспитанию у школьников потребности в самостоятельной познавательной деятельности, применении информационно-коммуникационных технологий в образовательных целях.

Это прежде всего связано с тем, что целью обучения учащихся, в том числе и учащихся начальной школы, является формирование у него познавательных стратегий самообучения и самообразования. Для достижения цели качества обучения могут помочь современные информационные технологии в комплексе с традиционными методами преподавания.

Однако хотелось бы отметить, что новые информационные технологии, используемые в образовательном процессе, направлены на улучшение и облегчение качества процесса обучения, но ни в коем случае не смогут заменить живого общения и являются лишь дополнением к использующимся средствам обучения, позволяющим улучшить процесс обучения. Нет у детей заинтересованности в учебе. Ученикам интересно посидеть дома в интернете, чем лишний раз прочитать интересную книгу. У детей нарушается психика, они живут в виртуальном мире. Надо воспитывать в ребенке не робота, а гармоничную личность, который бы умел чувствовать, был патриотом своей родины, защитником своего очага. У детей, начиная с младшего школьного возраста, низкий уровень словарного запаса, отсутствие возможности проявления своих эмоций в живом общении. Конечно же, например, легче найти информацию в интернете, нежели идти в библиотеку, учиться формулировать свои высказывания, вопросы при обращении к библиотекарю за помощью.

Третья проблема, которая не может меня волновать – это загруженность педагогов, кроме того чтобы учить детей, их загружают разной писаниной, и выходит что ученику дают исходные данные на занятиях, которые он не знает как применить. Зато тема пройдена. А чтобы получить премию из стимулирующего фонда – надо постоянно участвовать в различных конкурсах для педагогов, что занимает огромное количество времени, а на разработку уроков времени не хватает. Но зато учитель получит премию, так как ставка учителя – 18 часов – очень низкая.  Образование в наше время, на мой взгляд, работает не на качество, а на количество сделанной работы.

Будем надеяться, что качество образования станет лучше.

Фоменко Татьяна Яковлевна